Тюремные романсы: о чем заключенные пишут песни и стихи
За решеткой - свои правила жизни. Но даже там иногда есть место если не для радости, то хотя бы для небольшой отдушины. Спасает музыка. Корреспондент телеканала «МИР 24» Ксения Крихели побывала в местах не столь отдаленных и послушала тюремные романсы.
Такому залу с большой сценой, оборудованием и музыкальными инструментами мог бы позавидовать клуб небольшого города. То, что это колония строгого режима, выдает, пожалуй, только униформа «артистов».
Главный заводила ансамбля «Ключ» - Сергей Морозов. Он собрал команду и научил заключенных петь и играть на инструментах. Сам - профессиональный музыкант, поэтому из дома ему разрешили взять гитару.
«Это максимально скрашивает здесь пребывание, даже делает его в каком-то смысле приятным, если так можно выразиться. Я бы назвал это импровизацией. Это не тюрьма, это театр, и порой бывает даже интересно», - поделился заключенный Сергей Морозов.
Из 16 лет срока Морозов отсидел только пять. В колонию попал за контрабанду наркотиков. Говорит: плохая компания, дурное влияние, неправильный выбор. На воле осталась любимая девушка.
Его здесь называют Дим Димыч. Официально - Дмитрий Жуков, замначальника колонии. С его легкой подачи в учреждении есть и клуб, и оркестр и вся культурная жизнь.
«Все своими силами: и костюмы, и инструменты. Костюмы закупаем, материал шьется - все силами осужденных. И дед морозов шьем, чего только не делаем», - поделился заместитель начальника учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тверской области Дмитрий Жуков.
Владислав большую часть своего срока уже отсидел. Из 19 лет осталось четыре. Здесь его называют долгожителем. Рассказывает, что работал в администрации маленького города Тверской области. Погибла жена, один воспитывал сына, потом убил человека. Мотив не скрывает.
«Это корыстная была цель - деньги от этого человека. От этого уйти нельзя. Засыпаешь, бывает, с этой мыслью и просыпаешься, потому что это гнетет, то, что было совершено. Об этом жалеешь многократно», - рассказал осужденный Владислав Шейченко.
Он не подавал на условно-досрочное, но тщетно. А вот за участие в самодеятельности, говорит, переселили в отряд, где помимо прочих удобств есть и горячая вода.
Разрешены Владиславу и свидания. Все эти 15 лет к нему приезжает мама.
«Мам, привет! Здравствуй, дорогая. Да, все в порядке у меня. Просто захотелось тебе позвонить. Ты как? До Никиты не могу дозвониться. Работает? Мам, я люблю тебя», - интересуется Владислав по телефону.
От мамы он пока хранит в тайне свою мечту – попасть на большую сцену, на фестиваль «Калина Красная».
«Калина Красная» - это что-то вроде тюремной «Грэмми». Из 900 человек каждый год отбирают только 30. Потом гала-концерт перед тысячной аудиторией.
«Вот приезжают люди в колонию и говорят, что жалко их, хорошие они. Но это заблуждение. Все-таки они преступники, но преступники, которым мы даем шанс. Любому человеку надо давать шанс», - рассказал продюсер, председатель оргкомитета конкурса «Калина Красная» Вячеслав Клименков.
Артур Осипов шансом воспользовался. На «Калине красной» был уже четыре раза. Заключенный посвятил песню своей маме, которая умерла. Похоронить он ее не смог, за решеткой уже 16 лет. Статья - убийство. Это уже вторая ходка, о воле приходится только мечтать.
«Вы не поверите, когда я пришел в клуб первый раз, я не знал, где включается синтезатор. Сейчас я пишу стихи, пишу музыку, делаю аранжировки. Я благодарен судьбе за то, что я здесь ощутил себя, я нашел себя здесь», - поделился Артур Осипов.
Здесь его называют «золотой голос колонии». Стихи к песням пишет сам. В основном, про любовь.