Пальмира XXI века: российские ученые восстановят город по 3D-модели

12:49 24/05/2017
Пальмира XXI века: российские ученые восстановят город по 3D-модели

Триумфальная арка Пальмиры на фоне синего неба - фотография, знакомая со школьной скамьи, с учебника по истории древнего мира за пятый класс. От визитной карточки «сирийской жемчужины», как и от ансамбля церквей и мечетей Ибн-аль-Валида в Старом Хомсе, остались пустыри, каменные развалины и следы от взрывов. Античные статуэтки и мозаика из древнейших минаретов распродаются на черном рынке, а библейский город царя Соломона превратился в руины руин.


Хроника событий


Богатейший центр древней цивилизации - Пальмира - находилась под контролем террористов «Исламского государства» (деятельность организации запрещена в РФ) с мая 2015 по март 2016 года. Но впервые об уничтожении объектов культурного наследия в Сирии стало известно гораздо раньше - с тех пор, как в марте 2011 года в стране вспыхнула гражданская война.

К началу 2015 года стало ясно, что наибольшую угрозу для культурного наследия представляют как раз не участники гражданской войны, а стремительно наступавшие отряды террористов, которые к тому времени уже печально прославились своими зверствами против мирного населения в Ираке и целенаправленным разрушением памятников древнейшей архитектуры.

Фото: Сергей Любавин, «МИР 24».

Например, в феврале 2015 года исламисты взорвали центральную библиотеку города Мосула на севере Ирака, уничтожив более 10 тысяч древних книг - трудов по философии, истории и культуре. Видеозаписи того, как во дворе библиотеки террористы устроили костер из рукописей, а затем дрелями и кувалдами разгромили экспонаты единственного городского музея, облетели весь интернет.

В марте 2015 года боевики ИГ бульдозерами срыли руины XIII века до н. э. в городе Нимруд, развалины города Хатра III века до н. э., а затем приступили к планомерному разрушению памятников Пальмиры. Город пал 21 мая 2015 года, а всего через шесть дней на онлайн-каналах террористов появилось шокирующее видео с расстрелом более 20 мирных жителей в римском амфитеатре Пальмиры.

Всего за неделю новые хозяева Пальмиры, по разным данным, убили от 200 до 400 человек, а в конце августа того же года на глазах у горожан обезглавили 83-летнего Халеда Асада, сирийского археолога, который почти всю свою жизнь - более 50 лет - посвятил раскопкам и реставрации античных построек региона.

До освобождения города весной 2016 года боевики успели подорвать два крупнейших храма Баалшамина и Бэла, уничтожить Триумфальную арку - самый узнаваемый памятник Пальмиры, - несколько раз заложить динамит в некрополь и варварски взорвать цитадель близ античной части города.

27 марта 2016 года при поддержке российских ВКС правительственные войска Сирии смогли отбить Пальмиру у «Исламского государства» (той же весной в полуразрушенном амфитеатре с концертом выступил окрест Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева). Почти год спустя сирийские войска вновь отстояли город.


Последние новости


3 марта 2017 года сирийская армия и бойцы народного ополчения при поддержке ВКС России освободили Пальмиру от террористов - уже во второй раз с 2016 года. С апреля правительственные войска установили полный контроль над городом, а более 150 специалистов отряда Международного противоминного центра российских вооруженных сил приступили к разминированию территории.

На очистку 1,5 тысяч гектаров земли и 140 километров дорог в архитектурно-исторической части Пальмиры выехали 17 единиц спецтехники - бронеавтомобили «Тайфун-К» и «Рысь», а также многофункциональные робототехнические комплексы «Уран-6». В результате саперам удалось обнаружить шесть тысяч взрывоопасных предметов и самодельных взрывных устройств, разминировать до двух тысяч зданий и сооружений.

Одновременно с этим на трассе Хомс-Пальмира продолжаются бои за контроль над населенными пунктами близ крупнейшего газового месторождения Шаэр. Выбитые со своих позиций, террористы перемещаются в провинцию Хомс, где почти ежедневно устраивают теракты в жилых кварталах (в день написания материала очередной взрыв в квартале Аз-Захра унес жизни двух мирных граждан, еще 40 человек получили ранения).


Взгляд археолога


Вопрос о восстановлении утраченных памятников культуры на этой территории впервые встал, как только Пальмира была в первый раз отбита у боевиков ИГ. Сейчас его активно обсуждают на полях Международного архитектурного форума «Сохраним Пальмиру вместе», который до конца мая проводится в Москве под эгидой Межведомственной рабочей группы по сохранению и восстановлению объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пока для реальной работы архитекторов на месте разрушений в Сирии еще существует слишком много преград, отмечает заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа и Член межведомственной рабочей группы по Пальмире Светлана Борисовна Адаксина. По ее словам, все усилия музейщиков и искусствоведов направлены на детальную проработку того, как после вывода войск будет восстанавливаться культурный слой и современный город.

«Мы намерены действовать очень тактично, чтобы на месте древнего памятника, о котором в истории сохранены упоминания с X века до нашей эры, не возник «новодел», - поделилась Светлана Адаксина.

Несмотря на опасную обстановку, в июле прошлого года российским историкам и реставраторам удалось осмотреть археологический комплекс Пальмиры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Россия и Сирия вместе снимут фильм «Пальмира»

Выяснилось, что порядка 80% археологического наследия все-таки уцелело или находится в состоянии, пригодном для дальнейшего восстановления, так как боевики в основном разрушали знаковые религиозные и культурные объекты: Храмы Бэла и Баалшамина, колоннаду царицы Зенобии, статую льва Аллат, погребальные башни и некрополи, Национальный музей города.

Иногда боевики взрывали христианские и языческие святыни для того, чтобы построить себе артиллерийские укрепления. Например, именно с этой целью была разрушена городская стена Диоклетиана, которая защищала древнюю Пальмиру с III века нашей эры. С другой стороны, некоторые памятники уцелели только потому, что их террористы использовали как убежища при обстрелах с воздуха (например, Погребальный храм).

Фото: Сергей Любавин, «МИР 24».

После принятия 199-й резолюции ЮНЕСКО о восстановлении пострадавших памятников Сирии, на место разрушений 22 сентября 2016 года отправилась специальная группа российских специалистов, которой предстояло провести съемку и создать трехмерную архитектурно-ландшафтную модель современного состояния города. Технические детали вспоминает руководитель экспедиции Наталья Федоровна Соловьева, заместитель директора Института истории Материальной культуры РАН и член межведомственной рабочей группы.

«В сентябре 2016 года мы летали в Пальмиру, где сделали аэрофотосъемку как с беспилотного аппарата, так и с наземной стороны. На беспилотнике были установлены две камеры с геопозиционированием - вертикальная и боковая», - отметила специалист.

Любой предмет больше трех сантиметров имеет свою точку координат в пространстве. Эта технология позволила нам изучить Пальмиру такой, какая она сейчас, в каком реальном археологическом состоянии она находится. Эти данные мы передаем реставраторам, которые сообщают нам, откуда возник тот или иной камень, и мы виртуально можем «отстроить» город таким, каким он был до разрушения», - поделилась Наталья Соловьева.

В данный момент основные силы специалистов направлены на оценку состояния каждого исторического объекта: ему присваивается время, степень и характер разрушений, нанесенных после минирования. Например, именно благодаря российской экспедиции были получены первые видеодоказательства того, что боевики взорвали процениум - центральную часть древнего римского театра - и колонны тетрапилона (здание было возведено в 270 году нашей эры).

Три участка города - Долина башенных гробниц, Юго-западный и Юго-восточный некрополи были сняты с высоты 200 метров, а центр Пальмиры дополнительно сфотографировали с высоты 120 метров - таким образом, общая площадь съемки сегодня достигает более 20 квадратных километров. Это более 20 тысяч аэрофотоснимков высокого разрешения.

Фото: Сергей Любавин, «МИР 24».

Теперь создание окончательной версии карты Пальмиры - это, как говорят специалисты, дело техники. Сидя за компьютерами, реставраторы уже могут начать подготовительный этап своей работы по очистке города от «наследия» террористов.

Надя Сережкина