Эксперт: России невыгоден катарский конфликт

15:40 06/06/2017

В апреле Катар перечислил боевикам миллиард долларов в качестве выкупа за похищенных членов королевской семьи. В связи с этим сразу восемь государств разорвали с эмиратом дипломатические отношения. Разобраться в этой ситуации в студии телеканала «МИР 24» помог политолог Александр Асафов.

- Почему столько стран ополчились против маленького Катара?

Александр Асафов: Эта ситуация не нова, в 13-м и 14-м годах была похожая ситуация. Тогда разрыв дипломатических отношений продолжался восемь месяцев. Дело в том, что Катар – это очень маленькая, но очень амбициозная страна. Она находится в постоянной конкуренции с Саудовской Аравией и другими странами, которые давно подозревают ее во вмешательстве в свои внутренние дела и поддержке цветных революций.

- Тогда почему это случилось именно сейчас?

Александр Асафов: Формальным поводом сначала послужило высказывание эмира Катара о дружественных отношениях не только с США, но и с Ираном. Но после появления информации, что он эти слова не говорил, нашелся другой повод – обвинение в финансировании исламской джихадистской группировки в качестве выкупа. Дохе вменяется в вину создание схемы финансирования, прикрываясь выкупом за членов королевской семьи.

- Насколько сильным игроком считается Катар в арабском мире? Насколько сильно его влияние?

Невесты халифата

Александр Асафов: Безусловно, Катар имеет широкое влияние в регионе, поскольку именно ему принадлежит канал «Аль-Джазира», который для всего мира является практически единственным источником информации о регионе. Это не может не беспокоить соседние страны, потому что канал поддерживал перевороты, которые там происходили, и мусульман, которые совершили переворот в Египте. Помимо этого, Катар независим, он является одним из крупнейших мировых поставщиков природного газа и достаточно агрессивно продвигает свою политику.

- Так совпало, что скандал вокруг Катара разразился после того, как президент США посетил Саудовскую Аравию. Совпали ли эти события или все неслучайно?

Александр Асафов: Кончено, нет. Визит Трампа в Эр-Рияд – попытка организации такого арабского НАТО и обозначения Ирана, одного из союзников Катара, главным спонсором международного терроризма. Соседи Катара решили отомстить на месте, воспользовавшись этим поводом. Это выглядит несколько запутанно, но для Саудовской Аравии Иран – это враг номер один. А Катар, который балансирует между арабским миром и Ираном, назначен врагом номер два.

- Чем обернется ссора арабских стран с Катаром? Как дальше могут развиваться события?

Александр Асафов: Есть несколько версий. Но и Доха, и Тегеран, и Эр-Рияд обычно договаривались. Я думаю, что напряженность, безусловно, есть, и все зависит от того, на какие методы готовы пойти соседи Катара, а именно блокируют ли они доступ в море, лишив Катара возможности поставлять свой газ в Японию и Индию. Но это уже будет мировое событие, и тогда уже другие акторы вмешаются в ситуацию. Я имею в виду, конечно, США и Россию.

- Как мы знаем, в Катаре должен пройти чемпионат мира по футболу в 2022 году. Есть ли риск, что это не случится?

Александр Асафов: Крупные международные соревнования в последнее время всегда служат такой дубинкой для шантажа государств, которые находятся под политическим давлением. И, конечно, сам факт проведения чемпионата в данную секунду находится под угрозой. Но через 15 секунд это угроза может быть сведена на нет. Поэтому я думаю, что скорее всего этот чемпионат мира пройдет.

От «ничего не получится» до «сверхдержавы»

- Одним из возможных последствий скандала может стать исключение Катара из операций международной коалиции. Как это скажется на сирийском урегулировании и на борьбе с терроризмом вообще?

Александр Асафов: Я думаю, на проблеме терроризма в целом эта ситуация не скажется никак, потому что многие граждане арабских государств по всему региону участвовали в поддержке экстремистских группировок. Но если брать сирийский конфликт, тут могут быть изменения, причем неожиданные. Одной из целей проекта арабского НАТО является смещение с поста Башара Асада. А ставя Катар в такую ситуацию изоляции, она подталкивают его на дальнейшее налаживание отношений с Тегераном, а Тегеран Асада поддерживает.

- Какие последствия эта буря в арабском мире может иметь для России? Недавно Сергей Лавров сказал, что это отношения арабских государств, и мы не будем вмешиваться.

Александр Асафов: Лавров осторожен в высказываниях, это такая умеренная дипломатическая позиция. Но, безусловно, Россия находится над схваткой и напряженно наблюдает, потому что точки соприкосновения и различные совместные проекты есть и с Саудовской Аравией и с Катаром. Так, например, Катар будет одним из партнеров следующего экономического форума в 18-м году. России невыгоден этот хаос.