Культурный феномен Италии: умер сценарист и актер Паоло Вилладжо

13:05 03/07/2017
Культурный феномен Италии: умер сценарист и актер Паоло Вилладжо
ФОТО : ТАСС / Paradisi Alessia

В понедельник, 3 июля, в Риме не стало выдающегося итальянского комедийного актера, режиссера и писателя Паоло Вилладжо. Ему было 84 года. Он умер в римской больнице «Джемелли», куда был госпитализирован два дня назад. «МИР 24» вспомнил биографию знаменитого комика.

Паоло Вилладжо родился в Генуе 30 декабря 1932 года, детство провел в бедности. Обучался в лицее «Андреа Дория», где вместе с ним учились такие знаменитые люди, как экс-министр иностранных дел Италии Массимо д’Алема, комик из «Никогда не говори Гол» Марчелло Чезена, бывший президент FIAT Паоло Фреско.

После учебы он перепробовал самые различные профессии - был официантом, диктором на радио, актером кабаре, конферансье, клерком в фирме Cosider. Артистический талант Вилладжо открыл известный итальянский телеведущий Маурицио Костанцо, пригласивший его в программу «Воскресные люди». 

Успех бухгалтера-недотепы Фантоцци

Имя Паоло Вилладжо на Апеннинах, безусловно, прежде всего связано с образом незадачливого 40-летнего бухгалтера Уго Фантоцци. Он не только сыграл эту роль, но и сам придумал этого персонажа, более того, писал сценарии ко всем фильмам про Фантоцци режиссера Лучано Сальче. Всего было снято 10 картин о герое.

В этом произведении с помощью сатиры, обличающей и гротескной иронии комик заставил итальянцев задуматься о важных социальных проблемах. Впервые персонаж Вилладжо появился на экраны в 1975-м и спустя некоторое время стал культурным феноменом. Фразы героя разлетелись на цитаты и крылатые слова, буквально уйдя в народ.  В повседневный обиход вошли такие фразы, как «а ля Фантоцци», прилагательное «фантоццийсский» (то есть «непутевый», «незадачливый») и выражения  «Вы так гуманны!» и «У меня скрестились пальцы».

Уго Фантоцци всю жизнь работает младшим бухгалтером в корпорации с длинным и абсурдным названием Italpetrolcemetermotessilfarmometalchimica («Италнефтецементермотканефармометалхимия»), живет с нелюбимой женой Пиной и уродливой дочерью Марианджелой. Он осмеян и презираем всеми. Из-за патологического невезения несчастья сыплются на этого «маленького человека», как из ведра. Он ездит на работу в автобусе, никогда не изменяет жене. Начальство ни разу не повысило ему зарплату, женщины его не замечают, а коллеги не помнят, как его зовут. В самом начале первого фильма о Фантоцци жена звонит ему на работу, так как его уже более двух недель нет дома, но никто даже не заметил его отсутствия.  Оказалось, что его случайно замуровали в отсеке старых лифтов. Зритель узнает поближе недотепу Уго, его семью, коллег по работе, о его любви к синьорине Сильвани. Несмотря на все неудачи, которые преследуют главного героя, Фантоцци не лишен самоиронии и чувства собственного достоинства.

Сначала Вилладжо публиковал истории о бухгалтере-недотепе в популярных еженедельных журналах  L’Espresso и L’Europeo, а в 1971 году вышла отдельная книга о Фантоцци и моментально стала мировым бестселлером. Помимо серии про Фантоцци, Вилладжо также является автором книг «Жизнь, смерть и чудеса за бесценок», «Семь грамм в семьдесят лет», «Я зол как скотина» и др.

«Синьор Робинзон» и другие работы в кино

В Советском Союзе Вилладжо прославился после выхода на экраны фильма «Синьор Робинзон» режиссера Серджио Корбуччи (оригинальное название - «Синьор Робинзон. Потрясающая история любви и приключений»), в которой сыграл заглавную роль. В прокате СССР этот фильм имел огромный успех.

По сюжету, современный Робинзон Крузо, текстильный магнат Роберто (Роби), со своей женой отправляется в путешествие на корабле. Ночью капитан устраивает учебную тревогу, и Роби в панике выбегает на палубу. На следующую ночь опять поднимается тревога, однако на этот раз Роберто решает проигнорировать сообщение капитана корабля. Проснувшись, он обнаруживает, что находится в каюте на дне океана. Выбравшись с судна, Роберто выходит на берег необитаемого острова и понимает, что оказался в положении Робинзона.  В итоге герой Вилладжо проходит через множество комичных ситуаций, пока ему не удается хоть как-то освоиться на острове. У него появляется свой Пятница -  темнокожая красавица (ее сыграла итальянка эритрейского происхождения Зеуди Арая), с которой Робинзон поначалу тщетно пытается найти общий язык. Робинзон не хочет отказываться от благ цивилизации и придумывает, как заменить телевизор, радио и все то, без чего в наше время трудно представить свою жизнь.

В 1977 году Вилладжо сыграл роль эмигранта, возвращающегося в Италию в фильме «Прекрасная страна», наполненном горькими разоблачениями итальянской действительности того времени, которые слегка прикрыты комичностью. Кроме того, актер исполнил роль Джандоменико Фраккия - персонажа, похожего на Фантоцци - в кинолентах «Фраккия - зверь в человеческом обличье» (1981) и «Фраккия против Дракулы» (1985), а также телесериале «Джандоменико Фраккия» (1975).

Стоит отметить, что Вилладжо оставил большой след не только в комедийном, но и в драматическом кино. Так, в различное время он сотрудничал с такими великими режиссерами, как Федерико Феллини («Голос Луны»), Лина Вертмюллер («Чао, профессор!»), Эрманно Ольми («Тайна старого леса»), Габриэле Сальваторес. Большим успехом у зрителей пользовались также театральные постановки и телевизионные программы, в которых принимал участие великий комик.

В 1992 году Вилладжо стал обладателем «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф. В 2002 году вышла в свет автобиографическая книга Вилладжо под названием «Жизнь, смерть и чудеса недотепы», в которой он, до этого не любивший рассказывать о личной жизни, поведал о своей жене, брате-близнеце и сыне.  В 2013 году он получил международную премию «Н. В. Гоголь в Италии» за образ «маленького человека» гоголевской традиции.