Дождливая экономика: у кого убытки, а у кого прибыль

21:56 14/07/2017

Жителям центральной России снова обещают дожди. Возможно, с градом. Надежды миллионов людей на лето тают. Фермеры плачут, продавцы зонтов смеются. Из-за погоды Минсельхоз понизил прогноз по урожаю зерна на 2017 год до 100-105 миллионов тонн. Пострадали и производители овощей. На ряд корнеплодов цены уже выросли, что привело к небольшому всплеску инфляции в июне. В годовом исчислении она составила 4,4%.

Кто еще заработает на ненастной погоде и как она отразится на экономике страны – в студии телеканала «МИР 24» рассказали директор Института актуальной экономики Никита Исаев и экономист, заместитель директора аналитического департамента финансовой компании Анна Кокорева.

- Сельское хозяйство - единственная отрасль экономики, которая пострадала от дождей?

Анна Кокорева: Эта отрасль больше других пострадала от ливней. Но убытки фиксирует также розница, ориентированная на продажу сезонной летней одежды и обуви, пострадали продавцы продуктов питания, которые обычно пользуются повышенным спросом именно летом – например, мороженого и газированных напитков.

Москва ураганная

Никита Исаев: Хочу отметить, что 100-105 млн тонн зерна – это очень приличный урожай. Два года назад было 103 млн тонн, и мы считали это почти рекордным показателем. Проблемы не от холода и дождей, а от засухи. В 2010 году во время пожаров торфяников и жары по всей стране собрали только 60 млн тонн зерна – в два раза меньше, чем в прошлом году (120 млн тонн). 70 млн тонн собрали в 2012-м. Сейчас Европа и Украина страдают от засухи, у них проблемы. За Уралом достаточно тепло, в Волгоградской области ждут рекорд. Есть небольшие проблемы в Ставропольском и Краснодарском крае, отставание по сбору урожая идет на 7-10 дней, но в целом никакой критичной ситуации нет. 

Для сельхозпроизводителей большая проблема – хранение и то, что картофель с нового года подорожал в два раза, капуста, морковь, лук тоже подорожали, некоторые позиции в 1,5-3 раза. Вот это и есть неэффективная работа Минсельхоза. Министр Ткачев говорит, что в случае такой погоды через несколько лет 2% ВВП мы будем терять. Это смех.

- По официальным данным, из-за убытков фермеров цены на корнеплоды возросли, что привело в июне к всплеску инфляции. Она составила 4,4% в годовом исчислении. На экономику в целом этот факт окажет заметное влияние?

Анна Кокорева: Это оказывает заметное влияние на потребителей, на их реально располагаемые доходы и на цены в магазинах.

Никита Исаев: У нас уже 2,5 года эти реально располагаемые доходы падают вне зависимости от того, что у нас - снег, град или дождь. Падать они начали еще до начала кризиса и продолжают падать с завидной регулярностью. Только неэффективная работа российской экономики ведет к этой ситуации. Скорее всего, нам раньше придется закупать, импортировать картофель из Египта или Беларуси, раньше отменять контрсанкции или договариваться с иностранцами. Наш же урожай начнет гнить с сентября, потому что у нас нет современных овоще- и картофелехранилищ.

-Теперь давайте поговорим о тех, кто собрал кассу на дождливой погоде. Кто заработал, помимо продавцов зонтов, калош, дождевиков и грелок?

Никита Исаев: Зонтами и дождевиками в основном занимаются китайские товарищи. Возможно, импорт этой продукции и увеличится, но это никак не влияет на макроэкономические показатели. С точки зрения доходов выиграют энергетики. Потребление газа, угля, электроэнергии увеличивается. В некоторых регионах на десятые доли процента, а в некоторых - до 5%. Таким образом это показывает повышение промышленного производства в России. Не то, что у нас растет обрабатывающая промышленность, которая с января падает почти на 0,5%, а то, что растет именно энергетика.

Полную версию интервью смотрите в видеоролике.