Писал быстро, много и на благо родины! В Армении рассказали о жизни и творчестве Ивана Айвазовского. В Ереване открылась масштабная выставка к 200-летию со дня рождения великого художника. Корреспондент телеканала «МИР 24» Ирина Мкртчян была в числе первых посетителей.
Аманда Роджерс приехала из Австралии на юбилей великого предка. Десять лет назад женщина узнала, что она - прапраправнучка художника Ивана Айвазовского.
«Моя прабабушка Варвара Ламси - старшая правнучка Айвазовского. Она рано осиротела, и ее увезли в Мельбурн, там и обосновалась наша семья. Я поражена популярностью моего предка здесь, в Армении», - поделилась Аманда Роджерс.
Аманда признается: у нее нет ни одной картины прапрапрадеда. Так что возможность ближе познакомиться с его искусством - еще одна причина посетить Национальную галерею Армении.
«Национальная картинная галерея - второй музей мира по количеству работ Айвазовского, первый - в Феодосии. Даже российские музеи не располагают таким количеством работ», - рассказала директор музея Арман Цатурян.
Здесь впервые показали десятки личных писем и документов мастера, а также без малого 80 картин и графических работ. Один из шедевров прислала в Ереван армянская конгрегация мхитаристов.
Картину «Хаос», которая в свое время наделала много шума в Италии, в Армении выставляется впервые. Тогда, в 1840 году критики писали, что никто раньше не изображал свет, воздух и воду так живо и достоверно, как Айвазовский.
Ованес Айвазян - именно так будущего художника 200 лет назад назвал его отец - армянский купец. Эта выставка открывает Айвазовского как настоящего патриота. Мастер продавал картины и жертвовал средства на постройку школ и больниц на родине.
Теперь его картины на аукционах покупают за миллионы долларов. А искусствоведы гадают, в чем секрет гения.
«Айвазовский был одним из немногих, который мог расположить в центре композиционного холста солнце или луну и при этом не развалить композицию, потому что он обладал идеальным композиционным даром», - рассказал директор музея Айвазовского в Феодосии Татьяна Гайдук.
Тайну таланта Айвазовского пытались разгадать на научной конференции «Границы маринизма». Участники рассказали, что он был не только счастливым, то есть признанным при жизни, художником, но и самым быстрым.
«Он писал быстро, часто писал для подарков, мог за час написать небольшую картину. А вот «Сотворение мира», есть сведения, что он начал писать утром и закончил за полночь, так ему хотелось выплеснуть себя», - рассказал главный специалист Истории русской живописи 19-20 веков Третьяковской галереи Галина Чурак.
Шесть тысяч полотен - таково наследие Айвазовского. Примерно треть - в частных коллекциях, о которых достоверно не знают даже искусствоведы. Однако они убеждены: крупнейшие держатели картин художника - представители армянской диаспоры. В галерее очень надеются, что они передадут шедевры государственным музеям.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»