Суперсерия-72: что изменилось с того времени

21:00 17/09/2017

На этой неделе в среду президент России Владимир Путин прилетел в Сочи на матч юных хоккеистов. Причем за игрой наблюдал не один, а в компании суперзвезд, которых представил ребятам после финального свистка.

«Мы сюда сегодня привезли выдающихся игроков в истории хоккея, людей, которые сделали для развития хоккея очень много - это советские и канадские хоккеисты, которые сыграли выдающуюся серию в 1972 году. Она толкнула развитие хоккея, благодаря этой серии вырос интерес к хоккею в мире», - подчеркнул он.

С такой оценкой легендарной Суперсерии согласны и специалисты. Вратарь Владислав Третьяк, один из ее героев, сравнил матчи с полетом Юрия Гагарина в космос и высадкой астронавта Нила Армстронга на Луну. Ведь это было противостояние двух разных школ и даже двух разных мировоззрений.

Мировой хоккей получил новый толчок для развития, а в мировой политике появился шанс на взаимопонимание. Как сегодня участники тех игр относятся друг к другу и что думают о событиях тех лет, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

Сегодня Третьяка можно найти на канадских монетах, почтовых марках и в Зале хоккейной славы НХЛ. А ведь в далеком 1972 году заокеанский диктор даже не стал уточнять, как правильно произносится его фамилия, и назвал Трэшьяком.

Перед началом Суперсерии от советской сборной ждали только одного - крупного поражения. Мол, играть русские любители не умеют, а самое слабое звено - вратарь. Так говорили разведчики из НХЛ, посмотревшие один из матчей в Москве.

«Это было 22 августа, а 23 августа у меня свадьба была. Я действительно не очень хорошо играл. Потому что все мысли были о ней, и я не мог собраться, и просил, чтобы меня не ставили. Ну, вот такая ситуация была», - рассказал сам Третьяк.

Поначалу прогнозы начали сбываться. Хозяева открыли счет уже на 30-й секунде. А через 6 минут забили вновь. Казалось, разгрома не избежать, но затем советские хоккеисты успокоились, и сумели отыграться еще до конца периода. Выяснилось, что слухи о непобедимости канадских профессионалов сильно преувеличены.

«И Всеволод Бобров, который тогда тренером был, после первого периода, когда счет 2-2 стал, сказал: «Ребята! Ну, без уха, без глаза приедем, но с канадцами играем, можно играть. Вперед! Не удаляться! В большинстве мы играем». На позитиве все», - вспомнил Третьяк.

Если первый период развеял миф, то второй и третий породили легенду, имя которой - «Красная Машина». Сначала дважды отличился Харламов, потом забивали Михайлов, Зимин и Якушев. Разгром все-таки состоялся, 7-3, но не в пользу Канады.

«Это была игра хороших парней против плохих парней, капитализм против коммунизма. Канада была в шоке, когда мы проиграли первый матч. Все очень расстроились», - поделился воспоминаниями нападающий канадцев Деннис Халл.

Трус не играет в хоккей!

Это сегодня, приехав на юбилей Суперсерии в Москву, Халл вспоминает старые пропагандистские клише с улыбкой. А 45 лет назад ему было не до смеха. Игроки НХЛ и так не отличались на площадке джентльменским поведением, а на матчи с СССР и вовсе выходили как на войну - угрожающие жесты, грязные приемы, постоянные стычки.

Из четырех домашних матчей канадцы выиграли только один. Еще один свели вничью и два проиграли. Вторая часть серии проходила в СССР, и к ней профи подошли куда серьезнее.

«Я не знал, чего ожидать. Мы никогда не были в Москве. Были странные вещи, например пулемет, который стоял в аэропорту, около нашего самолета. И еще очереди в магазинах, их было великое множество. Например, в ЦУМе, люди постоянно стояли в очередях. Это странно», - рассказал бывший хоккеист, а ныне сенатор Фрэнк Маховлич.

Канадцы боялись советских спецслужб. Говорят, Маховлич даже предлагал жить в палатках за городом. А когда сборную разместили в гостинице «Интурист», он начал искать «жучки». И даже открутил какую-то подозрительную коробку в полу, которая оказалась креплением люстры с нижнего этажа. В итоге светильник упал и разбился.

Впрочем, сам форвард этот инцидент всегда отрицал. «Перед тем, как мы уехали из Канады, полиция говорила нам, что наши комнаты могут прослушиваться и чтобы мы все были предельно осторожны. Но это лишь смешная история», - утверждает он.

С гостями тогда работала переводчица Ольга Тикуш. Она уверяет, вне ледовой площадки канадцы оттаивали и были обычными людьми. «Они были очень простые в общении, вежливые. Тот драйв, та энергия, та агрессия, которую вы видели на льду, в повседневной жизни для них совершенно была не характерна», - заметила она.

В Москве профи сыграли куда лучше, чем дома. Сумели сравнять счет в серии, а в последней встрече и вовсе вырвали победу. Все решилось на последней минуте, при счете 5-5. Нападающий Александр Шадрин был в этот момент на льду. И хотя по итогам матча получил золотой перстень лучшего игрока, до сих пор переживает.

«Я ищу момент, когда мог помочь. Но там получилось немного как в фантастическом фильме. Была шайба на клюшке у Васильева и как магнитом ушла к канадцу Эспозито. А тот просто набросил на ворота. А Хендерсон валялся за воротами, он выезжает и забивает за 30 секунд гол. И как он потом сказал, я просил Бога, и он мне помог», - вспомнил хоккеист.

В итоге впечатленный Хендерсон вскоре стал христианским проповедником. Канадцы вернулись на родину национальными героями. Советские хоккеисты превратились в суперзвезд. Суперсерия повлияла даже на судьбы болельщиков. Например, на обладателя 73 титулов, в том числе в США Вячеслава Фетисова. Битву гигантов он смотрел в 14 лет, и именно тогда сделал выбор в пользу хоккея.

Эта серия объединила многих. И бывшие соперники, чуть ли не враги - стали друзьями.

«Мы вместе едим, вместе пьем пиво, смеемся, наслаждаемся компанией друг друга. И все благодаря соревновательному духу в 1972-м. Эти ребята были лучшие, мы все так думаем», - говорит защитник канадцев в 1972-м Пэт Стэплтон.

Щадрину и Стэплтону напомнили странный эпизод после первой игры, когда канадцы не пожали соперникам руки. Об этом сам Стэплтон через полчаса рассказал на церемонии награждения ветеранов. Исправил историческую ошибку. По его словам, канадцы просто не знали про этот обычай, у них пожимать руки было не принято.

Правда, поддерживать контакты со старыми друзьями становится все труднее. Отношения между Россией и Западом снова не самые лучшие.

«Мне Стэплтон сказал вчера, что несмотря на то что никто не даст гарантии, что по приезду домой их не запишут агентами Кремля, мы все равно приехали, приезжаем и будем приезжать», - рассказал зрителям нападающей той сборной Александр Якушев.

И такой поворот никого не удивляет. В хоккей, как известно, играют настоящие мужчины, и они дружбой не торгуют даже во имя большой политики.