Ученые впервые поймали волны от слияния нейтронных звезд. Что это даст человечеству, в эфире телеканала «МИР 24» пояснил астрофизик, известный популяризатор науки, профессор Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга Сергей Попов.
- Существование гравитационных волн обосновал Альберт Эйнштейн. В 2015 году их впервые удалось зафиксировать. «На пальцах» можно объяснить, что это такое?
Сергей Попов: Представьте эластичное двумерное полотно. Вы кладете на него шарик, полотно прогибается. Это гравитационный потенциал. Если мы бросаем рядом маленькие шарики, они скатываются в эту ямку. Если мы начнем крутить этот шарик, ничего особенного происходить не будет. Он крутится в своей ямке. Если мы возьмем не шарик, а огурец и начнем крутить его в его ямке, тогда он начнет возмущать свои края и по этой резине побежит волна. Это и есть гравитационная волна, и распространяется она в трехмерном пространстве. Если мы сидим в комнате и проводим опыты, то на нас гравитационная волна будет действовать просто как прилив.
- Гравитационные волны услышали 70 наземных и космических обсерваторий. В каком диапазоне щебечут звезды? С помощью какого оборудования можно услышать этот щебет?
Сергей Попов: Этого события долго ждали, астрономам повезло. Если сливаются две черных дыры, то есть только гравитационно-волновой сигнал, поскольку у черных дыр нет нормальной поверхности, и оттуда наружу ничего не попадает. В данном случае слились две нейтронных звезды, поэтому часть вещества была выброшена, излучение могло покидать эту область. Эти 70 обсерваторий работают в разных диапазонах. Им удалось поймать радио-, инфракрасное излучение, оптическое, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма. Поэтому в один день появилась почти сотня публикаций.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира