В новогодние праздники мир внимательно следил за новостями с Корейского полуострова. Вопреки самым пессимистичным и пугающим прогнозам о скором начале ядерной войны обе Кореи сели за стол переговоров, причем по инициативе северокорейского лидера Ким Чен Ына. В канун Нового года это стало, пожалуй, главной международной новостью, отмечает телеканал «МИР 24».
Неудивительно, что на днях о двух Кореях заговорили на встрече президента России Владимира Путина с руководителями ведущих российских газет.
«Я думаю, что господин Ким Чен Ын, безусловно, эту партию выиграл. Он решил свою стратегическую задачу. У него есть ядерный заряд, есть теперь ракета глобальной дальности до 13 тысяч километров, которая может достичь практически любой точки земного шара. Он грамотный абсолютно и зрелый уже политик. Но надо исходить из реалий, из того, что есть. А исходя из реалий, действовать крайне аккуратно. Если уж и ставить перед собой трудно решаемую задачу денуклеаризации Корейского полуострова, то делать это только через диалог и через переговоры», – подчеркнул Путин.
Москва не устает говорить о необходимости диалога с Пхеньяном. Только мирный процесс, никакой военной риторики. Но Америка лишь обостряла ситуацию. Президент США Дональд Трамп говорил о конце «эры стратегической толерантности в отношении северокорейского режима». Обещал «решительные действия» в ответ на ядерную программу Пхеньяна. И даже грозил уничтожить Северную Корею.
Но переговоры начались без оглядки на Трампа. Есть ли сегодня шанс на разрядку? Ответ искал корреспондент телеканала Родион Мариничев.
«Мы приступаем к переговорам после довольно длительного и тотального разрыва отношений между Северной и Южной Кореями. Так что сейчас я полон решимости!», – объявил Чо Мен Гюн, министр Республики Корея по делам национального объединения.
«Мы пришли сюда с серьезным и искренним намерением сделать для наших братьев первый бесценный подарок этого года», – сообщил Ри Сон Гвон, председатель Комитета КНДР по мирному воссоединению родины.
Из всех предыдущих «подарков» каждый новый, казалось, приближал или Третью мировую, или Первую атомную. За прошлый год КНДР испытала термоядерную бомбу и провела 20 пусков баллистических ракет. В Южной Корее запасались противогазами, а в Японии прятались в бомбоубежищах.
Теперь именно ракета для северокорейцев – один из символов наступившего года. А в праздничном обращении к народу любимый вождь Ким Чен Ын пообещал: враги не тронут.
«В зоне досягаемости нашего ядерного оружия находится вся территория Соединенных Штатов! А у меня на столе есть ядерная кнопка! Это не угроза – это реальность», – заявил он.
«Пожалуйста, пусть кто-нибудь из его истощенных и оголодавших соратников по режиму проинформирует его, что у меня тоже есть ядерная кнопка, но она гораздо больше и мощнее, чем его, и моя кнопка работает!», – парировал Трамп.
«Коротышка с ракетой», «больной щенок» – так Трамп публично называет северокорейского лидера, давая понять, что не слишком-то верит в серьезность его намерений. Но на всякий случай США регулярно убеждают Совбез ООН как можно жестче наказать Северную Корею. Один пакет санкций за другим, и в результате стране почти полностью перекрыли и экспорт, и импорт.
На этом фоне Штаты проводят вместе с Южной Кореей крупнейшие в истории военные учения. Казалось бы, следующий логичный шаг от КНДР – очередной пуск или новое ядерное испытание.
Однако в первый же день нового года Ким Чен Ын сам предложил разрядить обстановку. И даже повод хороший нашел: предстоящая Олимпиада в Пхенчхане.
«Зимние игры, которые пройдут в Южной Корее, станут знаменательным событием для страны. Мы искренне надеемся, что они пройдут успешно, и готовы совершить шаги навстречу. В том числе отправить туда свою делегацию. Корейцы могли бы встретиться для того, чтобы это обсудить», – выдвинул мирную инициативу северокорейский лидер.
«Ким получает определенный бонус к реноме, так что людям, которые говорят про непредсказуемый и не желающий диалога режим, будет сложнее выбирать аргументы. А самое главное, что южнокорейцы пошли навстречу, потому что им очень нужна безопасность на Олимпиаде. Присутствие северокорейской делегации – это высокая вероятность того, что Олимпиада не пройдет на фоне северокорейских ракетных пусков», – считает Константин Асмолов, научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.
Еще пару недель назад Игры-2018 воспринимались едва ли не как рискованная затея. Вот соберутся все у олимпийского огня – и тут полетят ракеты. В США и вовсе сомневались, отправлять ли свою сборную. Но потом всё же решили ехать, а после слов товарища Ына еще и сами пошли на уступки: на время Олимпиады отказались от военных маневров с Южной Кореей.
Американский президент Трамп уверен: все это – Вашингтон.
«Я только что разговаривал с южнокорейским президентом Муном. Он очень благодарен нам за то, что мы сделали!», – заявил он.
Трамп даже обмолвился: у него, оказывается, отнюдь не плохие отношения с Ким Чен Ыном. Но с ним нужно пожестче, тогда результат – налицо, уверены в Белом доме. И готовы сколько угодно держать Пхеньян на мушке.
«Я думаю, что межкорейские переговоры начались без особенного влияния американцев. Для корейцев важно самим идти на контакт, и здесь они не оглядываются на Америку. Да и риторика Трампа в отношении КНДР бесполезна. Ни сам он, ни его администрация не понимают, что Северная Корея не откажется от ядерного оружия», – уверен политолог Ян Шапиро, профессор Йельского университета.
«Ядерное оружие, включая атомную, водородную бомбы, а также межконтинентальные баллистические ракеты, – все это нужно нам только для защиты от Соединенных Штатов, а не от наших братьев», – пояснил позицию КНДР Ри Сон Гвон.
Однако южане настойчивы: мол, разоружайтесь, и тогда будем друзьями навеки. В кулуарах даже поговаривают: неплохо бы за тем же столом встретиться лидерам обеих Корей.
«Со временем, когда Южная Корея не будет акцентировать внимание на ядерной проблеме, вполне возможна встреча высших руководителей», – считает Евгений Ким, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.
За всю историю таких встреч было всего две: в 2000 году и в 2007-м.
И вот теперь лед снова тронулся. Переговоры – это не все. Пхеньян и Сеул восстановили телефонную спецсвязь, а на следующей неделе подробнее поговорят об участии северокорейцев в Олимпиаде.
Предварительно известно: гостей из КНДР будет примерно 500. Правда, спортсменов всего 10. В том числе это пара фигуристов Ем Тхэ Ок и Ким Ю Сик. Остальные – чиновники и группа поддержки, в которой особенно выделяются девушки. Их так и называют: красотки с севера.
Читайте нас в Telegram.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе