Новая ракета Falcon Heavy успешно осуществила первый испытательный полет. Она стартовала с космодрома на мысе Канаверал в американском штате Флорида.
Запуск ракеты коммерческой компании SpaceX прошел строго по плану, через шесть часов после старта она вышла за пределы магнитосферы Земли.
На ее борту в космос улетел спорткар владельца компании SpaceX Илона Маска. За рулем Tesla Roadster сидит манекен по имени Starman в скафандре SpaceX. Трансляцию полета посмотрели более пяти миллионов человек.
Насколько значим этот запуск? Об этом в студии «МИР 24» рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН, кандидат технических наук Натан Эйсмонт.
- Корпорация SpaceX запустила с мыса Канаверал новую сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Можно ли сказать, что таким образом началась эра частных полетов в космос?
Натан Эйсмонт: Сказать, что это частный полет – будет большим преувеличением. Полет финансируется солидными компаниями и государственной корпорацией NASA, то есть это – не частный полет.
- Если участвует NASA, значит, и финансирование из государственного бюджета США тоже присутствует?
Натан Эйсмонт: Конечно. Такие компании, как Boeing и Lockheed, тоже получают заказы от государства. Есть частные компании, которые пользуются услугами этих разработчиков.
- Насколько уникальна эта ракета или есть ли аналоги в других странах? И если нет, то ведутся ли разработки?
Натан Эйсмонт: Она уникальна. Но похожие разработки есть. Возможно, это прозвучит несколько неожиданно, но похожая разработка – это известный нам «Союз», или то, что называлось «Семерка». Основу составляет так называемая пакетная схема – есть центральный блок и, как говорят на жаргоне, боковушки. У «Союза» – центральный блок и четыре боковых блока, у Falcon Heavy их два.
- Да, но у Маска-то ускорители возвращаются.
Натан Эйсмонт: Да, и в этом большой прогресс. Мало кто верил, что это получится. Это действительно очень сложно. Но не сразу – но получилось. Произошла некоторая неудача с центральным блоком, но на это все закрывают глаза, поскольку носитель сейчас действительно самый мощный в мире.
- По задумке SpaceX, все три ускорителя ракеты должны были совершить посадку на специальной площадке, но из-за проблем центральный ускоритель упал в воды Атлантики. Вообще, насколько сложна технология возвращаемых ступеней?
Натан Эйсмонт: Это действительно очень сложно, потому что этап посадки – это этап неустойчивого полета. Нужно управлять двигателями – изменениями их тяги, поворотами и так далее – которые работают в очень напряженных режимах. Они должны работать очень устойчиво, но все параметры меняются на всем протяжении полета, начиная с отделения и кончая касанием земли. Вы помните, что при первых испытаниях все и набок падало, и другие были эксцессы… Система управления здесь архисложная, и то, что она работает после ограниченного количества неудач – это замечательно.
- Запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy – один из этапов подготовки полета Марс. Вообще, такая ракета сможет достичь Красной планеты?
Натан Эйсмонт: До Марса-то может и меньшая ракета долететь. Но речь не только о том, чтобы долететь – нужно доставить туда экипаж и вернуть его обратно. Для этого, конечно, ракета маловата, но, тем не менее, это серьезный шаг.
- Она может брать почти 17 тонн груза.
Натан Эйсмонт: Этого недостаточно. Нужны еще ступени для более эффективного, то есть с меньшими затратами топлива полета к Марсу, нужно еще учесть вход в атмосферу, посадку…
- А сколько тогда нужно?
Натан Эйсмонт: Я могу сказать, что на низкую круговую орбиту вывели около 63 тонн. Для того чтобы полететь на Луну и вернуться, нужно вывести на орбиту 120 тонн – то есть в два раза больше. Что касается Марса, то потребуется существенно больше.
- В чем вообще практическая польза от освоения космоса?
Натан Эйсмонт: Практическую пользу мы наблюдаем каждый день, если говорить об околоземном космосе. Это и навигация, и передача информации, и исследования Земли из космоса, и спутниковые средства связи, и прогнозы погоды… Что касается Дальнего Космоса, то он позволяет нам понять, где мы все-таки живем. Мы живем на Земле, в Солнечной системе, мы живем в Галактике, и исследования позволяют нам понять, как все устроено, как все эволюционировало. Мы не можем где-то остановиться и сказать – все, дальше мы двигаться не будем. Что-то остается непонятным и сейчас. Наука может ответить на некоторые вопросы, но возникает еще больше новых вопросов, на которые пока ответа нет. И способ найти ответы – это посылать космические аппараты в космос к объектам Солнечной системы, а может быть, даже дальше.
- Вот «Вояджер» прислал много новой информации, но вопросов появилось еще больше.
Натан Эйсмонт: Конечно, существенно больше. Вот взять открытие экзопланет. Казалось бы, наконец-то мы получили подтверждение, что не только у Солнца есть планеты, а и у других звезд тоже. Но немедленно возникли вопросы – что это за планеты, пригодны ли они для жизни, как они устроены, как они эволюционировали. Надежных ответов нет, и это направление развивается с огромной скоростью.- Верите ли вы в существование других разумных существ во Вселенной?
Натан Эйсмонт: Я смело отвечу, что да, верю, по очень простой причине. Звезд миллиарды. Заподозрить, что мы настолько уникальны, что среди миллиардов звезд нет такой системы, где обитали бы разумные существа – это самонадеянно.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира