Перекусить на спектакле, поговорить с артистами во время действия или самому выйти на сцену – в Москве настоящий бум иммерсивных постановок – каждый театр стремится выпустить свою. Иммерсивный спектакль – это когда зритель максимально погружается в действие, а иногда может даже принять в нем участие. Конечно, все в меру. Перед каждым таким спектаклем гостям дают инструкции, что можно и нельзя делать во время постановки. Цена билета чаще всего выше, чем на классические спектакли, где надо только сидеть и смотреть. Почему иммерсивные постановки так популярны и что больше всего поражает зрителей – выяснила корреспондент телеканала «МИР» Екатерина Рогальская.
Первая в мире опера в иммерсивном формате «Пиковая дама» начинается с того, что зрителям завязывают глаза и уводят куда-то вглубь старинной усадьбы Гончарова-Филипповых. Гостей ждет лабиринт из комнат, в каждой из которых что-то происходит, причем на расстоянии вытянутой руки.
Это необычный опыт не только для зрителя, но и для артистов. Петр Налич исполняет роль Германа. Он не только поет, но и взаимодействует с публикой. Так что для него каждая постановка тоже превращается в небольшое приключение.
«Никогда не было у меня такого, чтобы я со зрителем находился на таком близком расстоянии. В конце, когда я уже нахожусь в своем мире вымышленных побед, мне кажется, что я везде победил и хожу таким Наполеоном, я отбираю бокал у одного из зрителей, показывая тем самым свое превосходство и презрение к формальностям мирским. Все реагируют по-разному: кто-то такой «да-да», кто-то просто улыбается, кто-то такой удивляется, а кто-то начинает подпевать – это достаточно забавно», – рассказывает артист.
Иммерсивные спектакли – жанр для Москвы не новый. В 2014 году в Театре наций представили спектакль «Шекспир. Лабиринт» в постановке Филиппа Григорьяна. От зрителей не было отбоя. Каждый хотел пройтись по загадочному лабиринту и разгадать загадки нескольких произведений Шекспира.
«Вы приходите на вечеринку, на которую вас позвали, и вас затягивает в некое путешествие», – поясняет художник Галя Солодовникова.
Всего в лабиринте 10 остановок. Действие происходит даже в гримерке. Через несколько секунд актриса уже на сцене исполняет оперу XIX века.
«Это демонстрация того, как Шекспира можно гнуть в любую сторону, он гнется и не ломается. Опера переписана вплоть до того, что Гамлет в конце не погибает, а становится королем Дании», – говорит режиссер Филипп Григорьян.
Спектакль-бродилку можно устроить где угодно: и в театре, и на улице, и в обычной жилой квартире. Постановка под названием «После» начинается у входа в Центр Мейерхольда. Но оказывается, это только место сбора. Спектакль интерактивный, первая его часть заключается в том, что мы идем от Центра им. Мейерхольда до многокомнатной квартиры, где будет проходить вторая часть спектакля.
По дороге зрители слушают в наушниках романтическую историю любви для погружения в атмосферу спектакля. Прогулка длится не больше 10 минут, после этого гости оказываются у подъезда жилого дома. Семь помещений в квартире – это семь историй любви. В каждую комнату зритель заходит поодиночке.
В одной из них артистка рассказывает о первой встрече писателя Ремарка и актрисы Марлен Дитрих в Венеции и дает зрительницам прочесть одно из их писем.
Для мужчин – другой сценарий. Актриса предлагает примерить на себя образ самого Ремарка, правда, в необычных обстоятельствах.
«Я им рассказываю историю похорон Ремарка. Да, их это немного шокирует, что они уже умерли. А потом напоминаю им о нашей встрече в Венеции. Мы танцуем и тоже читаем письма», – говорит актриса Анна Калабина.
В таком спектакле зритель может сам решать, что будет дальше. Актер должен быть готов ко всему.
«Мы работаем в формате многоступенчатого сценария. Т.е. у артиста есть некий каркас, сюжетная линия, которую он ведет, но внутри этого сценария есть огромное количество полей для импровизации», – поясняет режиссер Елена Ненашева.
Иммерсивные постановки – необычный и интересный опыт. Иногда нужно собраться с духом, чтобы стать участником спектакля, а иногда просто наблюдать, и действие само захватит вас. В общем, на таких спектаклях точно не заснешь. Если, конечно, это не входит в сценарий.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр