«Апофеоз войны»: история создания шедевра

16:19 11/03/2018

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка художника XIX века Василия Верещагина. Одна из самых известных его работ – «Апофеоз войны». Эту картину помнят все еще со школы. Некоторые поклонники шедевра даже пытались посчитать, сколько же черепов изображено на картине. Сошлись на том, что около 28 тысяч.  Почему художник решил отобразить столь жуткое зрелище и кто запрещал детям смотреть на «Апофеоз войны» - телеканалу «МИР» рассказала хранитель живописи второй половины ХIХ-начала ХХ вв. Третьяковской галереи Светлана Соловьева.

Соловьева: Картина «Апофеоз войны» Василия Верещагина была написана в 1871 году после двух его поездок в Туркестанский край. После окончания Академии художеств художник был приписан к военному губернатору Туркестана Кауфману. Василий Верещагин участвовал в обороне Самаркандской крепости. Осада длилась шесть дней, но на Верещагина она произвела огромное впечатление, потому что он впервые столкнулся с войной в таком ее жутком проявлении.

На картине «Апофеоз войны» изображена пирамида из черепов, которую мог видеть Верещагин и которые пошли со времен Тимура Тамерлана. На заднем плане, предположительно, мог быть изображен город Чугучак, он находится на границе России с Китаем. Он был очень сильно разорен китайскими войсками. Китайские войска жестоко подавили восстание дунган, после чего в этом городе остались груды черепов. Из черепов врагов складывали пирамиды для устрашения врага и как символ памяти, как утверждение своей власти на землях завоеванных народов. Верещагина очень потряс этот обычай.

Его потряс и сам Восток, и то, что он оказался участником войны. Он хотел поучаствовать и приблизиться к войне, но не думал, что все окажется настолько серьезно. Результатом этих потрясений и стала картина «Апофеоз войны» – одна из наиболее известных, философских и пацифистских картин Верещагина. Он был офицером и сражался за Российскую армию. Но в мирной жизни пытался проповедовать и говорить людям о мире. Многие политические деятели запрещали солдатам посещать выставки Верещагина. Запрещалось ходить на выставки Верещагина и детям. Посмотрев на такое, дети и солдаты могли просто не захотеть в будущем воевать – настолько сильное впечатление производила эта картина и до сих пор производит.