Кино и власть: как Ким Чен Ир похитил актрису

13:22 29/04/2018
Кино и власть: как Ким Чен Ир похитил актрису
ФОТО : ТАСС / Леонов Сергей

Бывший северокорейский лидер Ким Чен Ир был ярым поклонником актрисы из Южной Кореи Чой Юн Хи. Так она ему нравилась, что он ее похитил для работы над идеологическим кино. Фаворитка восемь лет была в «творческом плену». Причем не одна, а вместе с мужем-режиссером. На прошлой неделе Чай Юн Хи скончалась на 92 году жизни. Захватывающая судьба актрисы легла в основу киносценария. Триллер это или сказка со счастливым концом, разбиралась корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Бакушина.

Чой Юн Хи называли южнокорейской Мэрилин Монро. Свою карьеру актриса начала в 1947 году, фильмы с ее участием попадали на международные конкурсы. Что неудивительно, ведь эти картины снимал местный Стивен Спилберг и по совместительству муж кинодивы Син Сан Ок. К концу 1970-х отношения Сина и Чой сошли на нет и они расстались. После развода угасла и слава актрисы. Чтобы не уйти в забвение, Чой согласилась на предложение гонконгского продюсера сняться в новом фильме. Но встреча с ним оказалась роковой.

В Гонконге Чой силой посадили в лодку и переправили в Северную Корею. Похитителем Чой оказался Ким Чен Ир. Он считался страстным поклонником голливудских фильмов и надеялся, что знаменитая актриса поможет поднять киноиндустрию в республике. Чой предоставили роскошную виллу, но жить пришлось под постоянным надзором. На поиски Чой отправился ее бывший муж. Но Ким Чен Ир и его заставил работать в Северной Корее. 

Фантастические миры

Паре «приказали» снова пожениться. На протяжении двух лет они вместе руководили киностудией, где сняли для своего захватчика 17 фильмов – от слезливых мелодрам до триллеров. Вместе с мужем Чой Юн Хи представляла северокорейское кино на мировых конкурсах, где их всегда сопровождали охранники. В 1985 году пара приехала на кинофестиваль в Москву. Там актриса получила приз за лучшую женскую роль в фильме «Соль». 

Сбежать режиссеру и актрисе удалось лишь через 8 лет. Ким Чен Ир отпустил пару в Австрию на премьеру фильма. Там они обратились в посольство США и запросили политического убежища. Но домой в Южную Корею супруги смогли вернуться через несколько лет.

Эта история впечатлила людей по всему миру. В 2016 году на ее основе вышел документальный фильм «Любовники и деспот». Впрочем, это лишь одна из версий, говорят специалисты. Вполне возможно, что события были не такими драматическими. На самом деле мнимый плен в Северной Корее стал для Чой и Сина хорошей возможностью реализовать свои планы.

«Или их умыкнули, или их уговорили, или они уговорились сами для поднятия северокорейского киноискусства. Они там прожили несколько лет и благополучно сбежали, прихватив 2,5 млн долларов, которые были отданы на съемки. У Син Сан Ока и его жены возникли серьезные проблемы с авторитарным южнокорейским режимом, поэтому есть мнение, что версия «нас украли коммунисты, а потом мы от них сбежали» была разработана постфактум, а на самом деле картина была более сложной», – отметил преподаватель Института стран Азии и Африки Константин Асмолов.

Политика, пропаганда или личные мотивы – остается только гадать, почему знаменитый южнокорейский режиссер и его жена так долго жили вдали от родины. Ясно только одно – Чой и Син следовали друг за другом повсюду и оставались вместе до самой смерти.