Море дружбы! В казахстанском Актау лидеры Азербайджана, России, Казахстана, Ирана и Туркменистана договорились о правовом статусе Каспия – после 22 лет переговоров. О новых правилах использования и сохранения ресурсов самого большого замкнутого водоема – в материале корреспондента «МИР 24» Максима Драгнева.
Это уже традиция – выпустить мальков вместе. Как символ – Каспий для всех, и в первую очередь – для природы. Хозяин саммита Нурсултан Назарбаев горячо приветствовал и провожал каждого лидера. На повестке – конвенция о статусе Каспия.
«Конвенция является своего рода конституцией Каспийского моря, она призвана урегулировать весь комплекс вопросов связанных с правами и обязательствами прибрежных стран, а также стать гарантом безопасности стабильности и процветание региона в целом», – указал Назарбаев.
Президенты собрались не для того, чтобы делить море. А договориться работать так, чтобы это устраивало все. И договорились – все-таки на одном языке говорят. Море общее, разделят только дно.
«Определение правового статуса Каспия будет способствовать разделению дна и поверхности в соответствии с нормами международного права», – сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
И главное – никаких военных от других стран. 240 миллионов человек живут в прискаспийских странах. И их тревожить не будут. Военные базы – под запретом. Решение бессрочное.
«Урегулирование правого статуса Каспия создает условия для вывода сотрудничества между странами на качественно новый партнерский уровень, для развития тесной кооперации по самым разным направлениям. Россия нацелена на совместную, энергичную работу по реализации шести профильных соглашений со всеми каспийскими государствами», – отметил президент РФ Владимир Путин.
А это оригинал той самой конвенции. Пять президентов – России, Казахстана, Ирана, Туркменистана и Азербайджана – поставили свои подписи. Но о долгосрочных планах лидеры говорили уже вдали от камер. С каспийской ривьеры – откуда горизонты кажутся бескрайними.
Напомним, Каспий омывает пять стран. Но до сих пор никто не может сказать, озеро это или все-таки море.
По оценкам экспертов, Каспий – это 19% мировых запасов нефти. 45% мировых запасов газа. А еще 90% запасов осетровых, а значит, ценного экспортного товара – икры. Все вместе астрономическая сумма в любой валюте.
После долгих споров, в мае 2003 года Россия, Азербайджан и Казахстан все-таки поделили северные акватории Каспия. По принципу медианы, Казахстану досталось 27%, России – 19%, Азербайджану – 18%.
Разделить же южную часть моря не удавалось. Жесткую позицию занимал Иран. Он требовал поделить Каспий между прикаспийскими государствами по-братски: 20% каждому.
Но если посмотреть на карту, становится понятно, что поровну не значит справедливо. Например, длина береговой линии Ирана в разы короче казахстанской (Казахстан – около 2320 километров, Иран – около 724 километров). Вот и получается, что Тегеран покушался на нефтегазовые запасы соседей.
Казахстан и Россия предлагали дно разделить на национальные секторы, а акваторию моря оставить в общем пользовании, закрепив за странами лишь прибрежные зоны. Промысел рыбы в нейтральных водах регулировать равными квотами.
Принципиальная позиция Туркменистана – оспорить право Азербайджана на несколько нефтегазовых месторождений, в том числе Сердар, которое азербайджанцы называют Кяпаз. Его запасы эксперты оценивают в 150 миллионов тонн нефти.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Каспийский саммит