Как многовековые традиции Курбан-байрама вписываются в современность

15:32 21/08/2018

Мусульмане всего мира отмечают Курбан-байрам. День жертвоприношения и милосердия миллионы верующих встречают молитвой. В Москве местом главного праздничного намаза традиционно стала Соборная мечеть. Проповедь верховного муфтия России верующие услышали в Соборной мечети Уфы. После намаза мусульмане посещают могилы близких и молятся за упокой душ усопших. Праздновать Курбан-байрам верующие будут три дня.

Как многовековые традиции Курбан-байрама вписываются в жизнь современных мусульман, в интервью «МИР 24» рассказал доцент экономического факультета МГУ имени Ломоносова Магомет Яндиев.

- Магомет, здравствуйте. С праздником вас! Поскольку не все телезрители знакомы с традициями ислама, для начала объясните, почему Курбан-байрам называют «днем жертвоприношения». Как возник этот праздник?

М.Я.: В самом простом представлении речь идет о том, что много лет назад было некое событие, когда Всевышний повелел своему пророку не совершать жертвоприношения человека. И повелел вместо человеческого жертвоприношения совершать животное. Это базовое описание события, лежащего в основе этого праздника. Но я добавил бы к этому еще то, что Курбан-байрам является неким логичным продолжением хаджа – паломничества к святым местам. Дело в том, что то событие, о котором мы сейчас начали говорить, и хадж во многом переплетаются с историей и жизнью одного из первых пророков, который упоминается и в библейских материалах, и в исламских, – это пророк Ибрахим (Авраам). Речь идет о том, что вы, совершая хадж, так или иначе повторяете определенные эпизоды из его жизни, связанные с его историей, связанные с историей тех людей, которые были вокруг него. Например, известный на весь мир родник Замзам, который находится в Мекке, возле Каабы, по преданию возник после того, как сын пророка Ибрахима стукнул ножкой в этом месте. Получается, что люди, которые совершили хадж, завершают свое паломничество этим праздником. А те, кто не совершал хадж, фактически приобщаются к нему.

- А есть другие трактовки этого события?

М.Я.: Других трактовок, конечно же, нет. Но есть огромное количество нюансов, которые связаны с этой историей. Мы с вами не специалисты, и для нас любая попытка найти информацию ведет нас либо в мечеть за квалифицированным ответом, либо в интернет. Человек, который начинает глубоко интересоваться историей тех лет, где-то же ищет информацию. Если вы живете в Москве, то на всю Москву всего четыре мечети. Совершенно недостаточно, чтобы человек мог прийти и получить нужную ему информацию. С другой стороны, в интернете вы найдете массу интересных нюансов, комментариев, которые на самом деле по-разному отражают, пересказывают, интерпретируют эти события в зависимости от школ, направлений, людей. Например, давайте рассмотрим такой момент: шайтан пытался помешать пророку Ибрахиму совершить жертвоприношение, потому что он видел в пророке твердую волю и его бесконечную веру во Всевышнего. Он хотел помешать ему. Что он делает? Он идет к матери этого ребенка и сообщает, что его сейчас будут приносит в жертву. Это я пересказываю то, что нашел в разных источниках. Женщина спрашивает, что случилось. Шайтан говорит: его Всевышний якобы велел принести в жертву. Женщина якобы отвечает: если это воля Всевышнего, то так оно и будет. С современной точки зрения это совершенно не представляемый момент: как мать могла спокойно это сказать. За этим коротким описанием скрывается некая ситуация, которая требует своего объяснения. Нельзя напрямую трактовать то, что мы прочитаем в той или иной святой книге или чьи-то комментарии. Нельзя напрямую воспринимать то, как это было. Это требует профессиональных объяснений.

Продолжение беседы смотрите в видеоверсии.