Пираты 21 века. Кто они? У таких ловкачей вместо корабля – всемирная паутина, а добыча – интеллектуальная собственность и миллионы долларов. Компания по расследованию киберпреступлений выяснила, что в этом году практически каждый фильм, побывавший в прокате, оказался в интернете в свободном доступе. Только за 9 месяцев в сети пираты опубликовали 280 копий. К концу года эксперты ожидают антирекорда. Возможно ли остановить пиратов и сколько денег теряют кинотеатры и создатели фильмов? Выяснила корреспондент телеканала «МИР 24» Валентина Бекшаева.
Легендарные три секунды и мяч в корзине. Впервые сборная СССР по баскетболу обыгрывает команду США на Олимпиаде 1972 года. А уже спустя 46 лет фильм об этих событиях «Движение вверх» впервые за всю историю российского кинематографа собирает рекордные три миллиарда рублей.
Успех связывают не только с удачным сценарием, сильным актерским составом и режиссерской работой, но и с законом об интеллектуальной собственности. Пока фильм шел в широком прокате, специалисты заблокировали почти две сотни сайтов с его пиратскими копиями. А за три года в России закрыли шесть тысяч подобных ресурсов.
И это тут же сказалось на кинорынке – он стал больше зарабатывать. В кинотеатры за год пришли 55 миллионов россиян – это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Но посмотреть блокбастеры в числе первых, всегда готовы и кино-разбойники.
«Около 25% или 30% недобор в бокс-пропуске. Цифра, которую мы оцениваем как вред от пиратства. И мы говорим о том, что пиратство, к сожалению, в России не воспринимается как нарушение закона, потому что пиратство – это воровство и люди, которые смотрят пиратский контент, должны это понимать. Любая картина может пострадать. Большое кино - блокбастеры – пользуются большим спросом среди тех, кто потребляет нелегальный контент», – рассказала президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова.
«Экранки» – именно так называют копии, снятые в кинотеатрах. Смотреть их практически невозможно из-за низкого качества. Изобретатели прячут технику в сумки, стаканы от напитков и попкорна. А нелегальными «операторами» становятся, как правило, подростки. Найти и наказать их очень сложно. Но случаи взятия с поличным все же были. Отличились Екатеринбург, Казань и Москва. В кинотеатрах в борьбе с нарушителями помогает охрана с инфракрасными биноклями и камеры в кинозалах.
«Наши сотрудники обеспечивают мониторинг в течении сеанса. Они проходят в зал и смотрят, чтобы не было фактов съемок. У них есть специальные приборы ночного видения, с помощью которых они смотрят, чтобы в темном зале было явно видно – снимает человек или не снимает», – отметил исполнительный директор «Rambler group» по кинотеатральному направлению Алексей Васясин.
При этом в киносетях уверены – экранное пиратство уходит в прошлое. Им на смену пришли технологически оснащенные воры. Они орудуют в интернете и копируют фильмы прямиком из студий. По словам экспертов, в России пираты это, в основном, крупные компании. За прошлый год их выручка составила колоссальные 85 миллионов долларов. С такими суммами нарушители не боятся ни уголовной ответственности, ни штрафов.
«Для пиратов предусмотрено наказание в виде штрафа. Если будет установлено, что лицо, которое осуществляло запись, работало по заказу какой-то компании юридического лица – штраф будет составлять от 200 до 500 тысяч, а законодательно предусмотрено от 10 тысяч рублей до 5 миллионов. За последние два года у нас есть два случая, где штраф составил 500 тысяч рублей», – вспоминает юрист, директор по юридическим вопросам компании «Базелевс» Анастасия Краснова.
Одним из худших развитий событий, когда копия появляется в интернете до выхода на экраны. Так произошло с блокбастером «Люди Икс: Начало. Росомаха» в 2009 году. Еще страшнее когда картину сливают за день до премьеры, как в случае с британским сериалом «Шерлок». А в августе Роскомнадзору пришлось защищать от пиратов российский сериал «Sпарта». 136 ресурсов получили требование удалить картину.
По словам экспертов, сегодня помогает в этом нелегком сражении с пиратами закон о «зеркалах». Заблокировать теперь можно любые ресурсы, которые нелегально скопировали чужой контент. Кино-воры хоть и берут количеством и возможно периодически вырываются вперед, но увидеть фильм до или вовремя кинопроката теперь намного сложнее, чем еще несколько лет назад. Так что это маленькая, но победа. Хотя до финала сражения еще далеко.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Культтуризм