Кто-то зовет его театральным крестным отцом. В своих спектаклях и фильмах он собирает целую плеяду звезд. Легендарный режиссер Марк Захаров отмечает 85-летний юбилей. Его картины «12 стульев» и «Обыкновенное чудо» до сих пор цитирует вся страна. Чтобы попасть на рок-оперу «Юнона и Авось», зрители рисовали поддельные билеты. О народном артисте СССР – репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Романа Паршинцева.
«Уно, уно уно, ун моменто! Что сие значит?» Этот вопрос уже в начале 1980-х задавали режиссеру Марку Захарову. Вариация на итальянскую тему стала еще одной его формулой народной любви.
«Я тебя никогда не увижу…» Эту пронзительную композицию зрители точно никогда бы не увидели и не узнали, если бы режиссер Марк Захаров стал инженером, как хотел в юности. Он даже на факультет водоснабжения поступил. Но маме будущего мэтра театра и кино приснилось, что судьба ее сына – трубы медные. Путевку в жизнь Захарову выдал ГИТИС.
«Учебное заведение меня приняло в ряды и решило, что из меня может что-то получится», – вспоминает художественный руководитель и главный режиссер театра «Ленком».
Знаменитая рок-опера Захарова «Юнона и Авось», как гром среди ясного неба. Молитвы под тяжелую музыку, императорский Андреевский флаг на сцене и полуобнаженная натура – сплошная антисоветчина.
«У меня была, как теперь принято говорить, амбициозность и некоторый испуг тоже был. Помню, как перед приходом комиссия мы старательно выстраивали границу возможного отступления», – говорит Захаров.
С 1973 года Марк Захаров – король и бог в своем родном «Ленкоме». Начинал он как актер в далеком Пермском драматическом театре, куда попал по распределению после ГИТИСА. Вернуться в Москву и стать режиссером его убедила жена – актриса Нина Лапшинова.
Фильмы «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» прославили Захарова на всю страну. Сами картины разобрали на цитаты. Но, получив всесоюзное признание, главным в своей жизни режиссер считает все-таки театр.
«Самое правильное – делать такие спектакли, которые будут приниматься и оцениваться театральными гурманами, людьми, которые понимают и часто посещают театры, и человеком, который первый раз пришел в театр», – убежден режиссер.
Захаров собрал в «Ленкоме» самую звездную труппу того времени. У него на сцене впервые запел Караченцов. К нему еще студентом пришел Абдулов. В его спектаклях блистал Янковский. Инна Чурикова, Дмитрий Певцов, сегодня считают Захарова своим театральным крестным отцом.
«Мы выпускали с Марком Анатольевичем две премьеры. Я наблюдал, как этот абсолютно молодой человек, хулиганский, с огромным количеством юмора и самоиронии лепит из людей какие-то удивительные вещи», – говорит актер театра «Ленком» Дмитрий Певцов.
Удивлять и не переставать удивляться – секрет молодости режиссера Марка Захарова. А еще – улыбка. Редкая, иногда ироничная, но всегда искренняя. Говорит, образ того самого Мюнхгаузена когда-то будто написал с себя. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр