Третьяковская галерея – один из самых известных музеев русского искусства – попала в рейтинг самых посещаемых мест среди туристов в этом году. Ежегодно по ее залам проходят больше двух миллионов человек.
Суриков, Васнецов, Левитан – такой коллекции работ, пожалуй, нет нигде. Ее долгие годы собирал купец, как бы сейчас сказал бизнесмен Павел Третьяков. Дело мецената продолжается до сих пор – Третьяковка растет. Сегодня у нее много зданий и филиалов, но главное – историческое – по-прежнему находится в Лаврушинском переулке. Туда приходят посмотреть на «Девочку с персиками» Серова и «Апофеоз войны» Верещагина. Какие еще сюжеты притягивают зрителей в Третьяковку?
Монументальная живопись, портреты царей и знаменитые иконы Андрея Рублева. В историческом здании Третьяковской галереи можно проследить за всей историей – от Крещения Руси до революции. В постоянной экспозиции более тысячи произведений. Чтобы обойти музей в Лаврушинском переулке едва ли хватит одного дня. Но истинных ценителей искусства это не смущает. Чтобы посмотреть на шедевры, они приезжают даже из других городов.
Кстати, шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу» висит в отдельном зале. Полотно, над которым художник трудился 20 лет, занимает целую стену. Картина всегда собирает около себя много зрителей. Ведь поиск бога – извечный вопрос. Не меньше будоражит посетителей и творчество мариниста Ивана Айвазовского.
«Радуга» – одна из самых заметных картин художника: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Но вот краски здесь не совсем обычные – мягкие. Они и притягивают любителей морской стихии.
Большой популярностью в Третьяковке пользуются и сказочные сюжеты. Чего стоит один только «Демон» Михаила Врубеля. Его атлетические мышцы, а еще разноцветные кристаллические цветы всегда приковывают взгляды посетителей. Не оторваться и от кокошника и волшебных глаз «Царевны-лебедь».
Продолжает сказочную тему и зал Виктора Васнецова. Он, кстати, всегда заполнен детьми. Ведь даже в сравнении с современными мультгероями «Аленушка» и «Три богатыря» не теряют своего шарма.
«Все видели на телеэкране прелестные, очень смешные мультфильмы, где русские богатыри представлены в несколько гротескном, даже карикатурном виде. И современные школьники, которые наверняка видят эти сказочные мультфильмы, приходя в залы Третьяковской галереи и сталкиваясь с настоящим образом богатыря, они в некотором ошеломлении обретаются. Это тоже интерес пробуждает», – сказала сотрудница научно-просветительского отдела Третьяковской галереи Любовь Головина.
А вот «Утро в сосновом лесу» даже представлять не надо. Эту картину Ивана Шишкина мы знаем по тканым коврикам и картинкам из школьных учебников. Но в первую очередь ее узнают те, кто любит сладкое.
Отдельные экскурсии водят и к портрету Веры Мамонтовой кисти Валентина Серова. Это старшая дочь коллекционера и мецената Саввы Мамонтова. «Девочку с персиками» художник написал, когда ему было всего 22 года. Одежда, интерьер, пейзаж – об этом столько всего рассказано. Но мало кто знает про маленького жучка в углу. Говорят, что это шалость самого художника. На репродукциях насекомое не видно. Его можно разглядеть только на оригинале.
И хотя бы ради этого нужно прийти в Третьяковку. Впрочем, отдельного внимания заслуживают экспонаты галереи и на Крымском валу. В Новой Третьяковке хранится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Прошел целый век, а бурные споры об этом полотне не прекращаются. Всем интересно, что это – просто неудавшаяся картина или зашифрованное философское послание?
«Здесь не только нет изображения, но и явно читаемого прямого смысла. Мы не можем его сразу считать. Поэтому картина воспринимается как загадка. Это может быть самая большая загадка в искусстве XX века. Она написана под воздействием оперы, которую сочинил Крученых и Матюшин, которую оформлял Малевич», – отметила старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар.
Невозможно пройти мимо «Купания красного коня» Петрова-Водкина, ведь сюжет полотна тоже имеет несколько интерпретаций. Согласно одной из таких, огненный конь – это Россия. Таким образом художника стали считать провидцем, предсказавшим своей картиной «красную», кровавую судьбу страны в начале XX века.
Некоторые работы из коллекции музея действительно обладают каким-то магнетизмом. Так что даже если пойти на временную выставку, все равно тянет хоть одним глазком взглянуть на любимое полотно с пропиской в Третьяковке.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Культтуризм