Кто сказал, что зарабатывать на искусстве неприлично? Современное поколение музейных работников доказывает – это возможно и необходимо делать. На субсидии от государства долго не проживешь. Только в прошлом году федеральные музеи России в совокупности выручили более 10,5 миллиардов рублей. И обогнали по этим показателям предыдущих лидеров культурной сферы – театры. Что позволяет музеям наращивать собственные доходы и почему для этого посетителям приходится опустошать тарелки?
Русский музей в северной столице на специальные мероприятия для посетителей не скупится – устроили арт-завтрак. Доброе осеннее утро, ароматный круассан за чашечкой кофе, а затем – экскурсия по музею. В этот раз гости узнают о творчестве Кандинского и Шагала.
«Формат сам по себе очень интересный, мы уже второй раз с подругой пришли. Первый раз были на Петрове-Водкине, сейчас – на экспрессионизм», – поделилась посетительница Ольга Новикова.
Вместе с подругой, всей семьей или с коллегой – билеты на арт-завтраки разлетаются за несколько часов. Проект год назад Русский музей запустил совместно с рестораторами Петербурга.
«Билет стоит 1000 рублей, максимум 25 человек. Пока мы не планировали расширять экскурсионную группу, поскольку хочется оставлять мероприятие камерным и немного эксклюзивным», – сказала заведующая отделом рекламы Русского музея Елена Петухова.
Еще один источник доходов Русского музея – аукционы. При продаже 16 произведений современных российских художников, при поддержке торгового дома Christie’s, музей выручил 160 тысяч долларов. И так в общей копилке Русского музея оказалось почти полмиллиарда рублей.
Значительно обогнала по показателям Русский музей Третьяковская галерея. При бюджете в 2,2 млрд рублей она заработала больше половины – 1,3 млрд рублей. Добиться таких внушительных результатов Третьяковке удалось благодаря обширному списку мероприятий. Например, в прошлом году, только на кинопоказах галерея заработала больше трех миллионов рублей.
«Третьяковская галерея – это первый музей в России, который сделал музейный кинотеатр. Сейчас у нас активная программа: кино к нашей экспозиции, нашим выставкам. Мы показываем кино на пленке, показ всегда сопровождается разговором, лекцией, это действительно то, что имеет смысл посетить», – отметила заместитель генерального директора по развитию Третьяковки Татьяна Мрдуляш.
В списке дополнительных услуг галереи – семейный путеводитель, с помощью которого можно прогуляться по залам с пользой. Школьникам предлагают написать сочинение по известной картине, а взрослые могут изучить историю искусства в лекториях. Помимо этого Третьяковка активно ищет спонсоров. Ими могут быть крупные предприятия или любые коммерческие организации. Так, в Фонд галереи в прошлом году поступило 555 млн рублей.
Но богаче всех оказался Эрмитаж. Справедливости ради, у него и общий бюджет внушительнее – пять млрд рублей, из которых 2,25 млрд Эрмитаж выручил сам. Только на билетах он получает 87% дохода. Оно и неудивительно, в прошлом году музей посетили больше четырех миллионов человек.
Растет количество посетителей, а значит и доходы Пушкинского музея. В главное здание в день приходит 3,5 тысячи человек. В выходные эта цифра вырастает в два раза.
«Те расходы, которые музей несет на содержание, организации выставок, оплату персонала, света – государство компенсирует порядка 50%, остальное музей должен привлекать сам. Речь идет и о спонсорской поддержке, все выставки были бы невозможны без внебюджетной поддержки», – рассказала руководитель отдела по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Жучкова.
Без дополнительных средств невозможно было бы реставрировать экспонаты. Например, на древнеегипетскую погребальную пелену спонсоры выделили два миллиона рублей. Зарабатывать Пушкинскому музею приходится и на эксклюзивных выставках. «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» оказались такими популярными, что выручка растет еще и от продажи тематических сувениров: магнитов, кружек и платков.
Зарабатывать самостоятельно можно, если объединить все перечисленные способы. Бесплатные музеи это, конечно, прекрасно, но в современных реалиях – невозможно. Как известно, искусство – это пища для души, а за нее так или иначе придется заплатить. Государству, посетителям или меценатам.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»