Новогодний балет «Щелкунчик» давно стал брендом зимних праздников. Билеты на декабрьские спектакли разбирают еще осенью. Однако мало кто знает, что первая премьера в Мариинском театре была не совсем удачной, сообщает корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
«Щелкунчика» публика впервые увидела в Мариинском театре в декабре 1892 года. Сейчас трудно в это поверить, но тогда спектакль зрители не оценили. Отзывы критиков были неоднозначными: постановка могла второй раз на сцену не попасть.
«Считалось, что зачем в балете, где должны танцевать и где должны быть девушки, показывать свои плечики, ножки, зачем здесь разводить симфонии, которые тут никому не нужны, а нужна задорная и простенькая музыка», – говорит заведующий кафедрой балетоведения Академии русского балета имени Вагановой Борис Илларионов.
Петр Чайковский начал писать музыку к балету в 1890 году по заказу дирекции Императорских театров. Сохранилась подлинная эскизная тетрадь. В ней десятки меток и правок на каждом листе. Работа шла очень тяжело: параллельно композитор сочинял оперу «Иоланта», поэтому попросил перенести премьеру на год.
«Он берет с собой работу, когда едет в турне в США, где он должен был открывать зал, который мы сегодня знаем как Карнеги-холл. По дороге он останавливается и в Руане, где он работает, но все идет крайне тяжело», – говорит музыковед Ада Айнбиндер.
Чайковский до последнего момента держал в секрете использование некоторых инструментов в оркестре и требовал того же от музыкантов.
Челеста - редкий для XIX века клавишный инструмент, вместо струн у него металлические пластинки, по которым бьют молоточки.
«Сразу заболел, заразился этим волшебным звучанием. Решил, что он непременно будет участвовать в его партитурах. И первая партитура, где он использовал этот инструмент, была опера «Воевода», а чуть позже – в «Щелкунчике», – говорит дирижер Мариинского театра Валерий Овсянников.
Спектакль спасла императорская семья. Высочайшим особам так понравился балет, что уже в январе 1893 года его вновь показали публике.
Сегодня в одном только Мариинском театре можно увидеть три версии «Щелкунчика» – классическую, в исполнении воспитанников Вагановского училища и в постановке Михаила Шемякина. Меняются декорации, хореография – только музыка Чайковского остается неизменной.
Самые интересные факты о балете «Щелкунчик» смотрите в специальном репортаже сегодня на телеканале «МИР 24».
Подробнее в сюжете: Театр
- Иммерсивный спектакль по мотивам пушкинского «Моцарта и Сальери» показали в Русском доме Еревана
- Новая «Снегурочка» в Большом театре: чем удивит зрителей хореографическая сказка от балета «Кострома»?
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями