Выставка Ильи Репина в Третьяковке пользуется огромной популярностью. Билеты раскуплены на несколько недель вперед. Десятки шедевров художника впервые собраны в одном месте. Одна из работ – «Запорожцы», которых существует четыре версии. Хранятся они в музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове и Минске. О популярности сюжета и по сей день говорит огромное количество мемов: то «Запорожцы» стали героями сериала «Симпсоны», то обрели клоунский грим.
Самое известное полотно находится в собрании Русского музея. Это первая и самая масштабная версия. Почему считается, что эта картина заряжает положительной энергией, кто стал прототипами запорожцев и как Репин добился идеальной композиции, телеканалу «МИР 24» рассказала куратор выставки Ильи Репина Татьяна Юденкова.
«Картина «Запорожцы» писалась Репиным с 1880 года по 1891 год. Картина посвящена смеху. Сюжет объединяет запорожцев, но дальше сюжета Репина больше ничего не интересует. Его интересует возможность объединить людей. Запорожцев Репин называл рыцарями 17 века. Он восхищался их удалью, смелостью, храбростью.
Считается, что это самая популярная картина в истории русского искусства по положительной энергии смеха, которой она заряжает. Действительно, она поражала современников многочисленными оттенками смеха, они здесь разные: много и ироничного, и доходящего до самозабвения, до умопомрачения, легкие ухмылки, есть и демонические образы.
Чтобы создать такую сложную картину, Репин много работал - два раза ездил на Украину, исследовал эту тему очень тщательно. Читал работу по истории Запорожской сечи, познакомился с ученым-исследователем Запорожья Яворницким.
На этой картине Репин изобразил многих из своего украинского окружения. В роли писаря – тот самый Яворницкий, который консультировал Репина. Атаман Серко - главное действующее лицо, которое отвечало и подписывало это письмо, Репин писал его образ с генерала Драгомирова, который входил в круг его общения.
Эта картина долго не удавалась, пока, по воспоминаниям Репина, он не убрал одну фигуру, виртуозно написанную на переднем плане, которая выпадала из общей композиции. Как только он ее убрал, картина сложилась», – рассказала куратор выставки Ильи Репина Татьяна Юденкова.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»