От Венеры Милосской до Большого Сфинкса: в чем тайна «покалеченных» шедевров

10:41 07/04/2019
От Венеры Милосской до Большого Сфинкса: в чем тайна «покалеченных» шедевров
ФОТО : Википедия / Vitold Muratov

Ника Самофракийская, Артемида из Эфеса и даже Большой Сфинкс – все эти шедевры мировой скульптуры объединяет тайна. Все они лишились частей тела! Самый известный случай это, конечно, Венера Милосская. Реконструкторы до сих пор спорят, что держала в руках богиня любви. По одной из версий, яблоко. Его Венера могла получить из рук пастуха Париса, как прекраснейшая из богинь. По другой версии, в ее руках было золотое веретено. Об этом говорит характерный разворот головы и торса. Есть и те, кто считает, что скульптур изваял не Венеру, а покровительницу победы Нику. И держала она щит бога войны Марса. Какие еще загадки хранит в себе статуя Венеры Милосской и почему покалеченные скульптуры привлекают столько внимания, узнала корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.

Мраморная богиня в комнате красных штор – эта сцена знакома каждому поклоннику Дэвида Линча. Величие Венеры Милосской Линч признал как художник и как режиссер. Созданная за век до нашей эры, Венера – она же Афродита с острова Милос, остается самой узнаваемой и при этом – загадочной скульптурой в истории.

Историки до сих пор спорят, как именно она лишилась рук. По одной из версий, ее доставил во Францию морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал острова Эгейского моря и 8 апреля 1820 года в руинах амфитеатра на Милосе нашел разломанную по линии торса статую. Но вывезти находку из Греции офицер не мог. До 30-х годов 19 века территорию контролировали турки. Поэтому французу пришлось плыть в Стамбул за разрешением, а скульптуру оставить в доме местного крестьянина. Тот ради наживы перепродал Венеру каким-то пиратам.

По другой версии, статую Венеры искалечили умышленно. По некоторым источникам, на ее постаменте осталось имя скульптора Александроса Антиохийского. Чтобы добавить скульптуре ценность, постамент откололи и приписали авторство классику Праксителю. Кстати, тот самый постамент не найден до сих пор. Во Франции богиня без рук произвела фурор. Людовик XVIII приказал выставить ее в Лувре. Спустя 200 лет Афродита с острова Милос остается самой дорогой скульптурой в коллекции музея. Не последнюю роль в этом сыграл ее внешний вид.

«Сфера искусства – это такая сфера, где важно иногда заниматься мифотворчеством, потому что она непосредственно связана с деньгами и продажей. Для Венеры Милосской отсутствие рук стало своеобразным пиар-ходом, благодаря которому эти скульптуры знают по всему миру. Если бы у нее были руки, ее знало бы примерно такое же количество человек, как, например, Афродиту Книдскую», – полагает искусствовед Анастасия Постригай.

Крылатая богиня победы – скульптура, по которой в 1930 году отлили первый Кубок мира по футболу. Это сегодня Ника Самофракийская гордо парит над парадной лестницей Лувра. В первом веке нашей эры на голову мраморной богини в прямом смысле объявили охоту. Одни ученые считают,  что Ника – жертва фанатизма ранних христиан, которые через «казнь» статуй доказывали власть новой религии над старым пантеоном. А другие исследователи говорят – статуя ваятеля Пифокрита пострадала в междоусобицах. Но в одном историки сходятся – «увечья» Ники Самофракийской дело рук людей, а не времени.

Марш Победителей, Древнее Царство, где у Сфинкса еще цел и нос, и мочки ушей. Обычай отсекать части лица у скульптур, чтобы лишить их жизненной силы, появится позже – на закате древнеегипетской цивилизации. Суеверие настолько прижилось, что даже в XX веке расхитители гробниц отрезали конечности у найденных статуй. Но против магии шедевров бессильно даже открытое варварство.

«Многогрудая Артемида – ипостась Артемиды-кормилицы. У нее много разных птенцов, детенышей животных, оленей. Я была на этом месте, на месте храма, которого теперь нет. Интересно, что это место с одной колонной кишит живыми существами. Как Артемида была кормилицей всего живого, на этом месте ходят черепахи, павлины, аисты селятся», – отметила руководитель художественной мастерской Гульнара Бармина.

Современные технологии позволяют восстановить любую статую: и Дорифора, и Аполлона Бельведерского. Но мастера сознательно не идут на этот шаг, ведь это часть истории скульптуры, настоящую красоту которой можно увидеть даже в таком, «искалеченном», виде.