«Крик» в Москве: выставка Эдварда Мунка открывается в Третьяковской галерее

23:08 15/04/2019

В Третьяковской галерее открывается выставка работ Эдварда Мунка. Большинство экспонатов привезены из Музея художника в Осло. Одной из первых с экспозицией ознакомилась корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина.

Пожалуй, самая узнаваемая картина Мунка – это «Крик». Ей приписывают разные легенды. Якобы после контакта с ней можно заболеть или впасть в депрессию. В мире четыре варианта этой картины. В Третьяковку привезли самую раннюю версию.

В России такая большая выставка работ Эдварда Мунка последний раз была 35 лет назад в Эрмитаже. В Третьяковку привезли 64 живописные работы, а еще фотографии и графику. С норвежскими коллегами договорились на обмен. Они нам Мунка, мы им – Врубеля

Выставка Мунка пронизана русским творчеством. Его любимым писателем был Достоевский. Поэтому в одном из залов «Братья Карамазовы» – на немецком, «Бесы» – на норвежском. Это все из личной коллекции. Искусствоведы проводят параллели между русским писателем и норвежским художником: страсть к карточным играм и одиночество.

«Мунк говорил: «Болезнь и смертность стояли у моей колыбели». Он рано потерял мать, ему было пять. В семье Мунка были наследственные заболевания, такие как туберкулез, душевные заболевания», – говорит заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Все эти события отпечатались в картинах. Особенно раннего периода. Ему в Третьяковке посвящен целый зал. Это цикл – фриза жизни. Здесь по соседству жизнь и смерть, любовь и ревность.

«Самое крупное полотно из этой серии – «Танец жизни». В центре – юноша с чертами самого Мунка. Он танцует с девушкой в красном платье. Исследователи творчества художника по-разному трактуют этот образ: некоторые считают, что это его преданность искусству, а девушка как бы отгораживает творца от окружающей жизни», – рассказала Татьяна Карпова.

Первые публично представленные картины Мунка вызывали скандалы. Художника критиковали за небрежность исполнения, незаконченность. Но Мунк считал, такой ажиотаж принесет популярность. Так и случилось. Ему тут же предложили контракт и новые выставки. Норвежец любил автопортреты. Делал селфи еще до того, как это стало мейнстримом. Фотографировал себя в разные годы и в разном настроении. 

В другом зале Мунк представлен иначе. Это уже 20-30 годы. В это время художник избавился от всего, что его преследовало с молодости: от алкогольной зависимости, карточных игр, напряженных отношений с женщинами. Он купил дом на окраине Осло и начал вести спокойную жизнь. 

Он продолжал писать до конца жизни. Даже когда почти перестал видеть. Финал его творчества –автопортрет «Между часами и кроватью». Его он написал во время последнего своего испытания – жизни в оккупированной нацистами Норвегии.