Всемирный день книг и авторского права отмечается 23 апреля. В преддверии праздника ведущий программы «Евразия.Дословно» Арман Газан поговорил с президентом Авторского совета Российского авторского общества (РАО), народным артистом России, известным джазменом Игорем Бутманом и узнали, как сегодня в России защищают интеллектуальную собственность, почему наши соотечественники предпочитают бесплатно скачивать музыку и кино и как молодому автору зарегистрировать свой продукт.
- Как сегодня обстоят дела с защитой авторских прав в России?
Игорь Бутман: Мне кажется, что у нас все цивилизованно и на достаточно высоком уровне. Авторское право в России работает, собираются деньги за проигрывание музыки на радио, на концертах, определенные ставки для этого есть. Идет распределение, а композиторы и авторы стихов получает больше денег, чем они получали ранее. Из беседы с вашими коллегами я уяснил, что не все понимают, откуда берутся эти деньги, почему нужно платить композитору или автору стихов, если его музыка играется на радио. Мы же не можем [в магазин] прийти и сказать: дайте мне тортик или хлеб, вы же его уже сделали, а если не дадите, он же пропадет. Ну все-таки здесь материальные вещи: мороженое, например, холодное. А музыка? Ее же нельзя ни потрогать, ни сложить. Поэтому люди думают, что это так все просто. Интересно, а сколько времени у музыканта и автора занимает то, чтобы диск вышел? Сколько человеческих мучений, переживаний…
- Почему в России пиратский контент пользуется такой популярностью и почему пользуется до сих пор?
Игорь Бутман: Он везде пользуется популярностью, и в Америке тоже. Это же проще всего: взять, скачать. Не всегда можно проследить, не всегда человек наказывается за это. И менталитет не позволяет. Помните, в Советском Союзе все люди все переписывали на кассеты, брали диски и переписывали. Особенно зарубежные диски, которые невозможно было достать. Даже если бы захотел, все равно бы не смог. Переписывали с кассеты на кассету, двадцатая запись была ужасна, но это была наша любовь к музыке. Мы были пиратами, потому что у нас другого выхода не было. Мы и заплатили бы.
- На самом деле, на Западе все же больше защищаются права. Можете какие-либо отличия в защите авторских прав за рубежом и в России привести?
Игорь Бутман: Это довольно трудно. Мы встречаемся с нашими коллегами из-за рубежа, у них существуют те же проблемы. Целая индустрия была в КНР: там очень много делали пиратских копий всего, что только можно было. И технологические, и «Калашниковы» они делали тоже. Это период в Китае также прошел, там также налаживается цивилизованное направление. Надо законы принимать правильные. Мы должны разрабатывать новые законы. Все время идет эта борьба. Если мы договоримся с пиратами на какую-то определенную крупную сумму. Если мы хотим всегда получать огромную сумму, будет всегда подпольно. Если мы хотим найти компромиссы (я выражаю только свою личную позицию, не как председателя, а как музыканта и артиста), с теми, кто нарушает злостно, нужно судиться, а если будет какое-то взаимопонимание, то можно будет найти компромисс и правильные законы, чтобы было выгодно всем.
Полную версию смотрите в виудеоролике.
Читайте также:
- Романы с поклонницами, «трава» от Клинтона и козел с удавом на сцене: удивительная жизнь джазмена Игоря Бутмана
- Бутман должен играть, как Бутман: знаменитый музыкант рассказал о «прослушивании» в Кремле
- Против пиратов и толп актеров: как изменится российское кино?
- Жаров рассказал о рекордных сборах фильма «Движение вверх» из-за борьбы с пиратами
Подробнее в сюжете: Евразия. Дословно