«Оверлорд»: как Красная армия помогла союзникам открыть Второй фронт

17:10 06/06/2019
«Оверлорд»: как Красная армия помогла союзникам открыть Второй фронт
ФОТО : Википедия

На севере Франции в Нормандии в четверг вспоминают, как 75 лет назад прошла британо-американская десантная операция «Оверлорд». Она считается самой масштабной в истории. В церемонии участвуют лидеры западных стран. Прилетел и президент США Дональд Трамп с супругой Меланией. Приехали 300 ветеранов-участников операции. Всем им более 90 лет. Говорят о том, какой ценой досталась победа на нормандском берегу. Президента России на церемонии нет. Хотя судя по опросам газеты Le Figaro, 80% опрошенных французов считают, что Владимира Путина нужно было пригласить обязательно. Успешной операции могло не быть вовсе, если бы не наступление Красной армии на Восточном фронте. Это была личная просьба от Черчилля Сталину. Об общей победе над нацизмом – репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Глеба Стерхова. 

6 июня 1944 года. Побережье Франции. Войска союзников открыли второй фронт. Это была самая крупная в истории высадка десанта. Стивен Спилберг этой операции целый фильм посвятил и наглядно показал, насколько несладко приходилось американцам в Нормандии. Особенно на центральном участке Омаха.

Немецкие пулеметчики косили бойцов, как мишени в тире. Простреливался каждый сантиметр пляжа. Только в первый день высадки погибло более 10 тысяч человек. Такой шквал огня солдаты из США, Великобритании, Франции, Канады и Австралии еще не встречали. Скорее всего, они полегли бы там все, если бы не вынужденная переброска сил немцев на восток. Там на них наступал самый страшный противник – Красная армия. У ее бойцов за плечами уже были битвы за Москву, Ленинград, Киев, Курская дуга и Сталинградский ад.

«Ни о каких совпадениях во время войны речь идти не может. Когда идет наступление на общего противника, действия согласовываются», – подчеркивает военный эксперт, историк Борис Юлин.

У высадки десанта в Нормандии было кодовое название «день Д» или «Операция Оверлорд» – в переводе повелитель. Все стало возможно лишь по одной причине – советское командование гарантировало: вместе с высадкой союзников Красная армия тоже перейдет в наступление.

«Сталин за несколько дней до высадки подтвердил свое решение – да, советские войска начнут операцию «Багратион» во второй половине июня. Это было учтено союзным командованием. Успех «Оверлорда» во многом зависел от координации с советским командованием», – отмечает историк Константин Залесский.

Но еще раньше немцы отступили на западе Украины. На некоторых участках фронта советские войска отбросили противника к государственной границе и к Карпатским горам. Для вермахта это было начало конца.

«Был переброшен танковый корпус СС, который находился в Северной Франции, оттуда было переброшено три-пять дивизий россыпью, плюс батальоны штурмовых орудий, которые готовились во Франции воевать с американцами. Их грузили в эшелоны и отправляли на советско-германский фронт под Тернополь», – рассказывает кандидат исторических наук Алексей Исаев.

Выполнить одну из главных задач «дня Д» и с ходу взять город Кан, союзникам не удалось. Несмотря на это, солдаты антигитлеровской коалиции закрепились на береговой полосе на глубину в пять километров, неся огромные потери.

Уже через две недели, 22 июня 1944-го, начинается операция «Багратион». Цель – освобождение Беларуси и Прибалтики. СССР атаковал сразу четырьмя фронтами. В распоряжении гитлеровцев была группа армий «Центр». Общая численность войск с обеих сторон – 3,5 миллиона человек. Техники и авиации – порядка 15 тысяч единиц. Именно советские самолеты, по мнению историков, нанесли наибольший урон нацистам.

«После прорыва обороны немецкие колоны отправились на Запад, вырываясь из окружения. Их интенсивно бомбили штурмовики», – отмечает историк, писатель Алексей Исаев.

Большую роль в победе сыграли и белорусские партизаны. Еще до начала операции, взрывая железные дороги, они полностью лишили гитлеровцев снабжения. Во время боев они методично уничтожали или брали в плен отступающие части вермахта.
Наступление Красной армии было стремительным и беспощадным. Уже 3 июля был освобожден Минск, а к концу лета советские войска вошли в Польшу. Немецкая группа армий «Центр» перестала существовать. Единственная сила в мире, с которой могла сравниться Красная армия, была сама Красная армия. 

На Втором фронте американцы вновь забуксовали. Хотя соотношение германских войск на Западе и Востоке было один к четырем. Американцы смогли занять Париж, и на этом все кончилось. Немцы перегруппировались. Под угрозой разгрома Уинстон Черчилль обратился к Сталину с мольбой о помощи.

«На Западе идут очень тяжелые бои. Вы сами знаете по вашему собственному опыту, насколько тревожным является положение, когда приходится защищать очень широкий фронт после временной потери инициативы. Я буду благодарен, если вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых вы, возможно, пожелаете упомянуть», – писал Черчилль Сталину.

Сталин вновь откликнулся. Зимой советские войска начали еще одно масштабное наступление по всему Восточному фронту. Чем это закончилось в мае 1945-го, знает весь мир.