«Я задыхался»: эксперт рассказал, чем Помпеи поразили художника Карла Брюллова

11:09 25/08/2019

Древнеримский город Помпеи запечатлел на своей картине Карл Брюллов, а точнее событие, которое здесь произошло много столетий назад. 24 августа 79 года извержение вулкана Везувий привело к уничтожению нескольких древнеримских городов, в том числе и Помпеи. Полотно размером 4,5 на 6,5 метров стало революционным для своего времени. Впечатленный работой Брюллова Николай Гоголь писал, что это - светлое воскресение русской живописи, находившейся до того как бы в литаргическом сне. Эксперт рассказал, чем поразили Помпеи художника, почему он там задыхался и кого изобразил на своем грандиозном полотне.

«Картина была написана художником в Италии, куда Брюллов после окончания Академии художеств отправился вместе с братом для усовершенствования живописи. Брюллов первый раз побывал в Помпеях, это произвело на него грандиозное впечатление, поскольку он еще ко всему прочему обладал невероятно развитым художественным воображением. Он в письмах к родителям написал о том, как в его голове качались статуи, как рушились памятники, как бежали в ужасе люди.

Неслучайно сам художник, описывая свои впечатления, завершил свою тираду словами «я задыхался». Буквально за две недели он написал эту грандиозную эпопею, рассказав о трагедии римского города как об общечеловеческой трагедии. Те группы, которые сформировал художник на картине, очень разнообразны. Среди них вы найдете и изображения детей, которые ползают рядом с телами убитых стихией матерей, старика отца, которого несут его дети, языческого жреца, который старается вынести из города сокровища.

Здесь же вы увидите изображения современников художника, графини Самойловой, самого художника, наблюдателя, который стоит на ступенях храма и держит на голове ящик с кистями и красками, наблюдая вот эту вселенскую трагедию, перед которой оказывается бессильным человеческое естество, но перед которым проявляет свои лучшие качества человеческий дух.

Вот в этом столкновении духовного и физического, природы и человека, стихии и мира, и проявляется гений Карла Брюллова, который все эти оттенки с невероятной точностью почувствовал и на холсте своем воплотил», – рассказал заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.