Дачные войны: когда сантиметры земли решают все

12:02 06/09/2019

В России дачные войны начались еще в 1950-х, когда людям выдали по шесть соток и разрешили ставить заборы. С тех пор битвы за территории становятся все ожесточеннее. В Липецке из-за 40 сантиметров дачники требуют, чтобы соседи снесли свой дом, сообщает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

В 50-х годах прошлого века – расцвет дачной жизни в СССР. Знаменитые хрущевские шесть соток, разрешение поставить легкий садовый домик и даже огородиться забором. Для советского человека это большой кусок счастья. Ощущение почти свободы. Почти личной, но не коллективной жизни. Впрочем, с этими житейскими радостями пришли и житейские невзгоды – дачные войны.

«Шесть соток – это большая коммунальная квартира. Представьте: 300 разных участков на одной территории, значит, что как минимум 100 скважин и колодцев, 300 сортиров. Шесть соток – три соседа, дорога. Пограничные вопросы, заборные вопросы», – говорит председатель общероссийской общественной организации «Садоводы России» Андрей Туманов.

Когда границ нет, и воевать не за что. А с их появлением, говорят эксперты, выяснение отношений было, есть и будет.

Так или иначе суть дачных войн сводится к главному – к человеческому общежитию. Обычно в любом конфликте одна сторона считает, что другая делает из мухи слона. Или наоборот.

Именно с такой драмой семья Сердобинцевых сегодня приехала в Москву. Сразу с перрона – обивать пороги Верховного суда. В родном Липецке ресурсы местной фемиды исчерпаны. Их по решению областного суда обязали снести собственный дом. За свой счет.

«Дом, который мы строили буквально три года. Отказывали буквально во всем. Детям, себе…Все деньги, накопления, которые были, пустили на строительство дома, весь материнский капитал у нас на это ушел», – говорит ответчик по «дачному делу» Сергей Сердобинцев.

Вот эта улица, вот этот дом. В котором пожить так и не удалось. А все из-за недобрососедских отношений. А это Александр Бардаковский – ближний сосед. Он-то в суд и подал из-за нарушение своих прав.

«Вот, построил дом. Видите какой? Впоследствии, когда встал вопрос о возведении забора, я вызвал геодезиста, который определил, что угол дома выходит на 40 сантиметров на мою территорию», - говорит истец по «дачному» судебному процессу Александр Бардаковский.

Вот как выглядит этот уголок в 40 сантиметров шириной. В масштабах 600-метрового участка, по мнению некоторых, мелочь, ерунда.

Но юридически факт нарушения налицо. Хоть и семья Сердобинцевых утверждает, что все разрешения есть, все по закону, вот и план, и экспертиза, реестры да кадастры.

«Он требует, чтобы дом снесли. Что это самострой», – говорит жена ответчика по «дачному делу» Наталья Сердобинцева.

А вот сосед говорит: даже не в сантиметрах дело. Дело в принципе. Отношения у них не заладились с самого начала, с фундамента, когда Александр, по его словам, пол-участка ему бетоном залил. Просочилось.

«Он приходил, предлагал подписать документ об изменении границ, что эти 40 сантиметров ему перейдут. Чтобы ему поставить дом на учет. Я был в принципе не против, если бы он навел здесь порядок», – говорит сосед.

Но договориться так и не удалось. Сначала один сосед время тянул, ну а потом второй  уперся.

«Он не идет с нами на контакт. Понимаете, он говорит одно, потом – мне нужно посоветоваться. Потом говорит: все, поезд ушел», – говорит Сергей Сердобинцев.

Так и живут от суда к суду. У истца одна правда, у ответчика – другая. И у детей тоже своя.

«Страшно. Что не будет жилья и на улице будем жить», – говорит сын ответчика по «дачному делу» Ярослав Сердобинцев.

Пока большая семья обивает пороги большого суда в Москве, в Липецке обиделся на них еще один сосед, с другой стороны их участка.

«Ему говорили раньше об этом, что он на дорогу вылезает, его предупреждали несколько раз. Засыпал мне забор, говорит: поставлю забор пять метров. И ничего не делает», – говорит мужчина.

Впрочем, в суд он пока не подает. Ждет, чем все закончится.