От Ван Гога до Мунка: кого из художников прославило безумие?

10:49 20/10/2019
От Ван Гога до Мунка: кого из художников прославило безумие?

«Звездная ночь» Винсента Ван Гога, написанная будто под дурманом, или наводящий ужас «Крик» Эдварда Мунка. Как такое изображение вообще может прийти в голову? Нормальному человеку с привычным пониманием вещей так вряд ли. А вот если речь идет о признанном гении, можно не удивляться. Ведь часто необычную манеру письма художников объясняют их душевными недугами. Кого прославило безумие, и были бы эти художники такими искусными в добром здравии? Расскажет корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова. 

Летучие мыши и костлявые люди – эти страшные гравюры принадлежат испанскому художнику Франсиско Гойе. Легендарный живописец прославился реалистичными пейзажами и портретами королей. Эту же мрачную серию рисунков художник написал в последние годы своей жизни – абсолютно глухой и безумный. Гойя часто впадал в депрессию, которая сопровождалась и физическими страданиями, у него был целый букет болезней, включая паралич. Исследователи считают, что художник страдал параноидальным расстройством. Его Гойя выплескивал на холсты.

Психические отклонения были и у Михаила Врубеля. Он вел беспорядочный образ жизни, много пил и спускал деньги на сомнительные развлечения. Возможно, сифилис стал причиной поражения мозга. Художник часто лежал в психиатрических больницах, но улучшение всегда было кратковременным. Свое внутреннее беспокойство Врубель лучше всего отразил в картине «Демон».   

«Художнику было очень важно вложить в этот образ ту тревогу своей души, которая владела им. Почему он и говорил своему отцу, объясняя этот образ, что это ни черт и ни дьявол, а это душа», – отметила научный сотрудник государственной Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

Некоторые искусствоведы считают: необычный стиль Врубеля, дробивший плоскости на множество цветных осколков, не столько проявление его гениальности, сколько следствие психической болезни. Маниакально-депрессивное расстройство пытаются «прочитать» и в картинах Ван Гога. И ведь художник сам признавал себя нездоровым: он страдал галлюцинациями и эпилепсией. Во время припадков мог есть краски, подолгу сидеть в одной позе или, наоборот – часами метаться по комнате. Художник был несчастлив, его картины никто не покупал.

«Он хотел быть признанным, хотел дорого стоить. А это все не приходило и не приходило. И вот он время от времени психовал. Люди отказывались его терпеть. Это касается и каких-то девушек, и Гогена, который тоже в какой-то момент сказал «нет, я уезжаю, с меня хватит». И действительно в какой-то момент он психовал. Он поранил себе ухо, и ему нужно было, чтобы кто-то на это посмотрел», – рассказала искусствовед Мария Санти.

Не добившись всеобщего признания, Ван Гог покончил жизнь самоубийством. Сегодня он – один из самых дорогих художников в мире. И, кажется, что если бы не его душевные страдания, шедевров бы он никогда не создал. Впрочем, некоторые психологи параллели между психическим расстройством и творчеством не проводят. Ведь тяжелые заболевания, к примеру, шизофрения, развиваются в молодом возрасте – до 25 лет. А у многих художников буйства происходили около 40.

Такое пограничное расстройство личности случается со многими людьми. Просто творческие натуры переживают все гораздо сильнее. К примеру, как это было у Эдварда Мунка, который в юности потерял сразу нескольких близких людей. Его знаменитая картина «Крик» ни что иное, как воплощение пережитого страха и боли. По одной из версий, Мунк, однажды прогуливаясь со своими друзьями, вдруг почувствовал тревожные импульсы и дикий ужас. 

«Когда он прогуливался, мог подхватить это состояние: состояние атмосферы, запаха, дуновения ветра, которое могло ему напомнить на бессознательном уровне те тяжелые состояния, обстоятельства, когда происходили катастрофы в его жизни. Потеря мамы в раннем возрасте, сестры – это очень тяжелое психотравмирующее событие», – заметил психолог Илья Суслов.

По его словам, у каждого из нас свое представление мира, и не все должны его разделять. Именно индивидуальный стиль художника и позволяет создать шедевр, не похожий на других. И он необязательно должен быть следствием душевных недугов.