Скандал – лучшая реклама: почему спектакль «Норма» встретили громко?

10:31 17/11/2019

Режиссер Константин Богомолов верен себе. Скандал – лучшая реклама в мире, где простое «три по цене двух» или «теперь с персиковым вкусом» уже почти никого не привлекает. Возглавив театр на Малой Бронной, режиссер на новом месте оказался в непростой ситуации. Теперь ему нужно учиться заполнять зал Дворца на Яузе, куда его театр переезжает очень скоро, потому что на самой Малой Бронной начинается капитальный ремонт. На помощь Богомолову пришел писатель Владимир Сорокин. По его роману «Норма» спектакль поставил приглашенный режиссер Максим Диденко, сообщает «МИР 24».

Скандал разгорелся сразу. Это хорошо, когда сразу, иначе получается, что первые спектакли пропадут, будут сыграны без какой-либо пользы. Сорокин – эстет, хоть и пишет о предметах неприятных, плохо пахнущих, а порой и совершенно отвратительных (что и не понравилось публике). Для режиссера здесь важно не сорваться, а наоборот, отстаивать нормы искусства: мы не о дурно пахнущем, мы о высоком.

«Зачем он сегодня нужен? Чтобы ясно взглянуть на нашу русскую реальность. И наверное, чтобы какая-то ясность взгляда возникла. Мне кажется, что наш взгляд очень затуманен. И мне кажется, что этот спектакль – такой туманоразвеиватель», – считает режиссер Диденко.

Думается, что с публикой в ближайшее время проблем на Яузе не будет. Многим захочется сходить и посмотреть, что же так возмутило первых зрителей и так ли это отвратительно, как рассказывают. Любопытство – двигатель не только прогресса. Театра, оказывается, тоже.

Скандал – хороший повод для привлечения публики, но плохой фон для серьезного разговора. Критик понимает, что ругать спектакль, если он вдруг плох, это все равно что уподобиться скандалистам. Хвалить его, возможно, и не за что, но ругать неприлично, того и гляди закроют. И тогда ты помог убить произведение искусства. Приходится просто рассказывать, давая слово художникам.

«Это такая большая метафора. Мы оказываемся на дне сточной канавы, канализации. Но она не буквальная, мы не педалируем ее. Есть черная дыра, из которой все появляется и в которую все уходят в итоге», – отметила художница Галя Солодовникова.