Самолет Fokker 100 разбился при вылете из Алматы. Погибли, по уточненным данным, 12 человек. Лайнер стал терять высоту сразу после взлета. В воздухе он пробыл меньше двух минут. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш восстановил хронологию трагедии.
Это был рейс авиакомпании Bek Air из Алматы в Нур-Султан. На борту самолета Fokker 100 находились 98 человек, включая пятерых членов экипажа. Многие летели к родным на новогодние праздники. В 7.05 утра по местному времени самолет начал разбег. При взлете лайнер несколько раз зацепил хвостом полосу. Самолету удалось оторваться от земли, но его накренило вправо. В салоне началась тряска.
«Был страшный звук – то ли двигатель, то ли еще что-то. Самолет криво летел. Все было как в кино: вопли, крики, плач людей. Я не могу все это описывать, страшно очень. Потом удар, грохот, и прямо передо мной железяка какая-то закрылась – выхода не было. Кто-то кричал: «Выходите!». Я потеряла в этот момент дар речи. Я сидела у крыла самолета. Я помню, что наступила на крыло самолета. Кричали, что самолет уже на земле может взорваться. Как будто сон», – рассказала пассажирка рейса.
«Сначала самолет шатался при взлете. Потом как будто мы приземлились. Оказалось, что мы врезались во что-то. Особого хаоса на борту не было. Не было ни криков, или еще чего-то. Я вообще в шоке была, не все произошедшее помню. Мы на борту не могли понять, что случилось. Когда пришла в себя, смотрю, передо мной все закрыто. Я сидела на месте у крыла самолета. Стюард нам открыл выход, и мы вышли. Тогда мы с пассажирами и увидели, что самолет разделился пополам», – сказала другая.
«Мы вылезли через окно над крылом и начали помогать остальным пассажирам, которых зажало. Вытащили человек шесть – семь. Аварийный выход был сразу открыт после аварии, не знаю, кто его открыл. Но мы вылезли в него. Было невозможно разобрать, как вели себя проводники, было темно, крики, плач. Так что я не могу сказать, какую помощь они оказали и как себя вели», – добавил еще один пассажир.
Летчики успели убрать шасси, но лайнер не смог набрать высоту. Пробил бетонное заграждение и врезался в двухэтажный дом. Полет продолжался не более двух минут. «Они, наверное, сделали все, что в их силах. Они правильно сделали, что прервали полет. Но когда торможение началось, грунт еще не промерзший и, соответственно, от торможения заглубление колес по грунту было неравномерным. Это привело к резкому развороту вправо относительно взлетно-посадочной полосы», – пояснил заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов.
Бортовые самописцы разбившегося самолета уже обнаружены. Об этом сообщил вице-премьер Казахстана Роман Скляр. Сейчас следствие рассматривает две версии – ошибка пилота либо техническая неисправность воздушного судна.