Сюрреализм – это я: в Москве открылась выставка Сальвадора Дали

13:03 28/01/2020

Мастер сюрреализма. В Москва открывается выставка Сальвадора Дали. Из Испании в Россию привезли рекордное количество полотен – почти две сотни, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Михаил Пранович.

Яркие краски, глубокие образы и сплошное геометрическое безумие – это все Сальвадор Дали. В Москве работы самого известного в мире сюрреалиста, конечно, видели и раньше. Но эта выставка в Центральном Манеже – самая масштабная в истории России: 188 холстов, которые рассказывают о художнике все.

«Как он мыслил, как менялся и развивался как художник. Мы можем проследить это движение по жизни и в искусстве», – рассказал председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

Из Мадрида в Москву шедевры летели несколькими самолетами. На земле их встречал полицейский кортеж и бронированные фургоны. Стоимость всех работ Сальвадора Дали оценивается в миллиарды долларов, и рисковать всемирным наследием никто не решился.

«Все картины перевозились в специальных контейнерах. Внутри каждого из них поддерживался микроклимат, необходимый для сохранности полотна и красок. Некоторые работы, которые мы привезли, находились в уязвимом состоянии. Чтобы их не повредить, мы предпринимали дополнительные меры – отслеживали уровень влажности и температуру», – поделился директор Центра изучения наследия Сальвадора Дали Монсе Агер.  

Открывает экспозицию «Кадакес» – холст, который Дали написал в 15 лет. Здесь нет еще ни капли сюрреализма. Первые намеки на него появятся спустя два года в автопортрете с рафаэлевской шеей. Залогом успеха картины стали эксперименты не только с красками, но и с косметикой.

«Пробирался тайком в комнату своей матери, крал румяны, помады и перед тем, как сесть писать автопортрет, красился, разукрашивал лицо в самые разные цвета, пытаясь самого себя превратить в произведение искусства», – рассказала старший экскурсовод Екатерина Павлинова.

Чтобы зрителя ничто не отвлекало, во всех залах экспозиции кромешно темно. Каждая картина отдельно подсвечивается прожектором сверху. Такой прием на выставках Дали используют впервые.

Дали не считал себя сюрреалистом. Говорил: «Сюрреализм – это я». И многие искусствоведы согласны. Он видел все по-своему: красоту женского тела, природу, эмоции, главные события века. В своих работах Дали отразил и ужас войны. Сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки летом 1945-го для художника стал «сейсмическим потрясением». Именно так он описал тогда свои чувства. Позже написал и картину.

«Ураново-атомная меланхолическая идиллия» не просто отразила страх и ужас художника от произошедшего в Японии, но и открыла новый период в творчестве – ядерный мистицизм.

«Он заставляет человечество, его зрителей, смотреть на происходящее в мире другими глазами. Он подталкивает своих зрителей, чтобы они тоже вместе с ним ощущали и переживали эту трагедию», – поделился председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

О военном времени рассказывает и «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Одна из очень известных работ. Дали написал ее в момент бегства из Европы от фашизма.

«Эта обвисшая кожа символизирует новую пору его жизни. Это как кожа змеи. Когда змея сбрасывает кожу, начинается, по сути, новая жизнь», – отметил Владимир Воронченко.

Но если в творчестве интересы менялись, то сердце сюрреалиста принадлежало одной женщине. В Испании ее звали Гала. В России, откуда она родом – Елена Ивановна Дьяконова.

«Это была очень интеллектуальная и очень особенная пара. Их любовь опередила свое время как минимум на 50 лет. Сальвадор так любил Галу, что считал ее равной себе. Тогда это было не принято, и многие воспринимали их любовь как провокацию», – рассказал председатель фонда «Гала – Сальвадор Дали» Хорди Меркадер Миро.

Художник настолько любил свою жену, что доверял ей абсолютно все. Он не раз рисовал ее, а иногда и подписывал свои работы не просто Сальвадор, а Гала Сальвадор Дали.