Как сложилась судьба российских последователей «Аум Синрике»?

17:07 20/03/2020

25 лет назад члены секты «Аум Синрике» устроили теракт в токийском метро. 10 сектантов распылили в подземке боевое отравляющее вещество – газ зарин. В результате теракта погибли 13 человек, более 5 тысяч пострадали.

Фанатики рассказали следствию, что устроили в Токио репетицию «конца света». По делу сектантов-террористов суд вынес 12 смертных приговоров. Основателя секты «Аум Синрике» Секо Асахара казнили в 2018 году.

В 90-ые основатель секты Секо Асахара часто приезжал в Москву, проводил обряды на Красной площади, собирал стадионы, выступал на радио. Сектанты старались завербовать как можно больше молодежи и студентов технических вузов.

В 2016 году Верховный суд РФ признал «Аум Синрике» террористической организацией.

Как сложилась судьба российских последователей «Аум Синрике», телеканалу «МИР 24» рассказал судебный эксперт, религиовед Игорь Иванишко.

- В начале 90-х секта «Аум Синрике» активно действовала в России. Среди россиян у Секо Асахары было свыше 10 тысяч последователей. Как сектантам удалось завербовать такое число последователей?

Игорь Иванишко: У нас изменилось законодательство. В 90-м году был принят Закон «О свободе вероисповедания», который не предусматривал ограничений для деятельности религиозных организаций. Получается, что этот правовой вакуум смогли использовать многие деструктивные организации. Из нашего уголовного законодательства изъяли норму, которая предусматривает ответственность за создание религиозного объединения, посягающего на личные права граждан. Затем, когда был уже социальный запрос, когда криминальная активность таких организаций достигла определенного предела: и попытки массовых самоубийств, и психическое, и физическое воздействие, вымогательство, экономические преступления, – тогда пришлось возвращать данную статью в УК. Сейчас это 239 статья УК РФ. А Секо Асахара (на волне в 90-х годах был крайне популярный тренд – восточные религии) сумел соединить буддизм ваджраяна, даосизм и христианство, то есть он указывал на то, что все религии мира могут прийти к нему, что он является уникальным учителем и последователи любой религии могут найти успокоение у него. Его книга была крайне популярна, он указывал, что он и есть второе пришествие Иисуса Христа. Многие люди, которые в религиозных вопросах крайне плохо еще разбирались, потому что только Советский Союз разрушился и еще скудны были знания относительно нетрадиционных религиозных движений, действительно на его лекции ходили.

- Что с российскими адептами «Аум Синрике» стало после теракта в токийском метро?

Игорь Иванишко: Все это было крайне непредсказуемо, потому что в России их активно лоббировали, они участвовали в различных мероприятиях, «Олимпийский» собирал тысячи человек. Было очень серьезное покровительство. Очень интересным для многих экспертов был вопрос, почему Останкинский межмуниципальный суд в 1995 году после токийской атаки всего лишь ее ликвидировал в качестве юридического лица. Она у нас не была запрещена как экстремистская или террористическая. Только в 2016 году, хотя страны ЕС, Канада, Америка, Япония признали ее террористической. Практически 20 лет данная организация в России не была запрещена, она была ликвидирована только в гражданско-правовом порядке. Потерпевшие требовали по суду, чтобы им были выплаты как потерпевшим. Генпрокуратура признала, что на территории России 26 пострадавших от деятельности данной организации. К сожалению, им удалось завербовать высокопоставленное должностное лицо (сейчас это не секрет, это не для служебного пользования, сейчас об этом можно говорить) – Олег Иванович Лобов, он с 1991 года был первым заместителем председателя Совета министров РФ, затем был немножко министром экономики, а затем секретарем Совета безопасности. На токийском судебном процессе было выявлено, что именно это высокопоставленное должностное лицо предоставило компонент яда зарин за 10 млн йен. Это подтвердили все лица, которые участвовали в сделке. Материалы были переданы в Генпрокуратуру, Министерство юстиции и ФСБ, однако в России не сочли, что этих доказательств достаточно, чтобы привлечь его к ответственности. Сам же Олег Иванович Лобов отказывался что-либо комментировать, не подтверждал, не отрицал. Но он действительно входил в данную организацию, участвовал во многих мероприятиях, и на заводах военно-промышленного комплекса, где был закуплен вертолет МИ-8, например, который был привезен в Японию, именно с него должны были опылять Японию с помощью химикатов. К сожалению, сектам иногда удается получать административный ресурс, когда они вербуют высокопоставленных лиц.

- Сектант – человек с хорошо промытыми мозгами. И никаким решением Верховного суда затуманенный мозг не прояснить. После 2016 года многие члены секты просто перешли на нелегальное положение? Возможно, что они и сегодня продолжают вербовать в свои ряды?

Игорь Иванишко: Когда их переименовали, они сами переименовались, потому что в 2000 году в Японии потребовали, самое интересное, что организацию на три года возглавил руководитель нашего российского филиала. Мы впереди планеты всей, даже руководителем секты стал представитель российского отделения. Они уже тогда ушли в подполье, и когда в 2016 году проводились обыски в Санкт-Петербурге и в Москве, сотрудники правоохранительных органов, ФСБ обнаружили серьезную технику, которая используется для разведывательных, контрразведывательных целей. Почему Верховный суд в конечном итоге опубликовал только резолюцию по судебному решению о признании этой организации террористической? Дело в том, что в самой организации использовались такие методики и способы, что некоторым джихадистам, игиловцам* только снились эти способы конспирации, разведки, ухода от слежки, то есть они создали очень серьезную террористическую структуру на территории России, поэтому признание их в качестве террористической организации является обоснованным. Но мы можем сказать, если они уже на тот момент до 2016 года использовали методы, которые используются спецслужбами, то сейчас они ушли в еще более глубокое подполье. По некоторым лицам были возбуждены уголовные дела, другие попытались скрыться – они находятся в федеральном возрасте. Есть очень убежденные среди них. Мы помним, что именно русские последователи пытались освободить Секо Асахара. Это дело Дмитрия Сергачева, когда наши последователи «Аум Синрике» напокупали автоматы Калашникова, гранаты, пистолеты ТТ, и пытались освободить Асахару. Но УФСБ по Приморскому краю их задержало. Они отбывали наказание. Именно не японцы освобождали Секо Асахару. Считается, что у него в Японии 9000 последователей. А в России около 30 000 последователей. Генпрокуратура на 2016-й год заявила, что в разных регионах именно столько последователей. Именно наши последователи пытались вооруженным путем его освободить. Если бы они добрались до Токио или Осаки, они бы постреляли, был бы расстрел на улицах.

- Как люди, желающие постичь какую-то непостижимую истину, превращаются в религиозных фанатиков, готовых убивать? Или готовых убить себя?

Игорь Иванишко: В группу риска входят те люди, которые сейчас посещают различные тренинги, мероприятия, связанные с йогой, с йогической практикой. У нас на каждом углу предлагают заниматься или спортом, или релаксацией. Как вербовали аумовцы в Санкт-Петербурге, Москве и в других городах? Они проводили кружки по древней ведической практике. Так как система вербовки достаточно сложная у данной организации, высматривались те люди, у которых горят глаза. Есть определенные психологические крючки, определенная затравка. Если на них реагирует увлекающийся ведической практикой, он проходит в следующий круг. В конечном итоге, когда он проходит в сердцевину, в ближайший круг организации, только тогда узнает истинные цель и намерения организации. Это один из признаков отличия от традиционных религиозных конфессий. Именно в тоталитарных сектах всегда есть уровни посвящения. Тебе сразу же не скажут, что нужно бросить учебу, что если гуру скажет, тебе необходимо будет совершить самоубийство или убийство других людей, поэтому постепенно нужно готовить адепта. Смотрится, на что он готов пойти ради учителя. Считается, что срок перехода от правопорядочного гражданина Российской Федерации до того, когда он готов совершить террористический акт, именно по «Аум Синрике», примерно два года. За два года можно так проработать внутренние психологические установки, принципы человека, что он уже будет готов совершить террористический акт. К сожалению, обыски и экспертизы показали, что люди, которые находятся в этой организации, действительно криминально заточены.

*«Аум Синрике», ИГИЛ – запрещенные в РФ организации.