Лучшие вузы планеты: по какому принципу высшие учебные заведения попадают в мировые рейтинги?

22:27 10/06/2020

В топ-1000 рейтинга QS попали 28 российских вузов. Как составляют рейтинги лучших учебных заведений, телеканалу «МИР 24» рассказал ректор Уральского федерального университета им. Б. Ельцина Виктор Кокшаров.

- 28 вузов в мировом рейтинге – это много или мало?

Виктор Кокшаров: Это много. Это примерно на уровне Франции – из Франции тоже 28 вузов вошло. Но, конечно же, нам есть куда стремиться: из Китая входит 51 университет, из Германии – 45, 150 университетов – из США. Мы будем двигаться вперед.

За последние годы Россия демонстрирует хорошую статистику. В 2015 году в топ-500 входило лишь 5 вузов из России, сегодня их уже 13. В топ-400 входят 9 вузов, в топ-300 – 4. В 2015 году в топ-300 не входил ни один вуз из программы «5 – 100», которая занимается продвижением, в том числе в международных рейтингах.

Успехи очевидны. В прошлом году в рейтинг QS, о котором мы говорим, входило 25 российских университетов, сейчас уже 28. Это означает, что Россия уверенно продвигается в мировом табеле о рангах, показывает успехи высшего образования, успехи интернационализации науки и университетов.

- С прошлого года ваш вуз поднялся на 33 строчки. Что для этого было сделано?

Виктор Кокшаров: Рейтинг QS составляет компания Quacquarelli Symonds. Учитываются несколько основных показателей. Самую большую роль играет академическая репутация – 40%. Это оценка академическими экспертами в области науки и образования: они произвольно должны назвать те университеты, которые, на их взгляд, являются наиболее динамичными и яркими. За счет академической репутации, в первую очередь, наш университет демонстрирует серьезное движение вперед – мы поднялись сразу на 75 позиций в мире.

Кроме того, серьезную роль для нас сыграло увеличение доли иностранных студентов – мы поднялись на 58 позиций. В этом рейтинге учитывается репутация среди работодателей, где у нас есть продвижение, цитирование на одного научно-педагогического работника, доля иностранных научно-педагогических работников – здесь у нас везде есть продвижение. В комплексе все эти показатели привели нас к успеху.

- В этом году большинство российских вузов улучшили позиции в рейтинге. Говорит ли это о подъеме системы образования в России?

Виктор Кокшаров: Практически все российские вузы, участвующие в рейтинге, улучшили свои позиции: и МГУ, который входит в сотню лучших, занял 74 место, поднявшись сразу на 10 позиций; есть университеты, которые вошли в топ-250 – и Томский государственный, и Санкт-Петербургский университет, и Новосибирский университет; в топ-300 вошли и Московский физико-технический институт, и Высшая школа экономики. Есть вузы, которые демонстрируют еще более потрясающую динамику роста. Например, Российский университет дружбы народов поднялся с 392 до 326 места. Хорошая динамика у ИТМО, который сегодня занимает 360 место.

В целом, успехи не могут быть результатом одномоментным, это результат серьезной работы, завоевания репутации, улучшения показателей. Это свидетельствует о том, что в российской системе образования произошли положительные сдвиги.

- Говорит ли это об укреплении позиций российских вузов на международной арене?

Виктор Кокшаров: Именно об этом говорят результаты этого рейтинга, поскольку он оценивает положение вузов именно на мировой арене.

В мире более 20 тысяч университетов. Оценивается в данном рейтинге 1064 вуза, поскольку есть зримая система показателей. 28 из них – российские. Это говорит о росте международного веса и влияния российских университетов и системы высшего образования.

- Многие из этих вузов находятся не в Москве и Петербурге. Это тоже говорит о качестве образования?

Виктор Кокшаров: Это говорит как раз о сбалансированном и равномерном развитии системы высшего образования, о том, что в регионах возникают очень мощные научно-образовательные центры: и Томский государственный университет с Политехом, и Новосибирский государственный университет, к нему подтягивается Новосибирский государственный технический университет, и Дальневосточный федеральный университет, Самарский государственный университет, Нижний Новгород со своим университетом имени Лобачевского, Екатеринбург с Уральским федеральным университетом – мы занимаем достойное место среди всех российских вузов. Региональные центры демонстрируют серьезный рост и развитие.

- Будет ли дальше расти число российских вузов в этом рейтинге?

Виктор Кокшаров: Думаю, да. Я уже сказал, что в этом году три вуза вошли в этот рейтинг, думаю, в ближайшие годы мы увидим и дальнейшее увеличение количества вузов, которые войдут и в топ-1000, многие продвинутся в топ-500, в топ-300, топ-250, топ-100.

Я уверен, что динамика роста повлияет на результаты в ближайшем будущем.

- Лидерами рейтинга стали Массачусетский технологический институт, Стэнфордский и Гарвардский университеты. Когда мы с ними сравняемся или, например, обгоним?

Виктор Кокшаров: Почему бы нет. История других стран свидетельствует о том, что университеты могут теснить исторически признанных лидеров. Китайские университеты это демонстрируют, университеты Южной Кореи, Германии. Российские университеты уверенно набирают движение вперед. Уверен, что в ближайшие годы новые вузы войдут в топ-1000, количество российских университетов, представленных в этом и других ведущих международных рейтингах (Times Higher Education и Шанхайский академический рейтинг) увеличится.