В США демократы утвердили своего кандидата на пост президента. Им стал Джозеф Байден. Теперь прошел съезд Республиканской партии – на нем утвердили Дональда Трампа. Социологи говорят о том, что претендент на главный пост в стране от демократов на 6% популярнее действующего президента. Каковы шансы Дональда Трампа остаться на второй срок, телеканалу «МИР 24» рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
- Трамп, которому 74 года, действительно, лучший выбор?
Владимир Васильев: Другого кандидата у республиканцев нет. За 4 года Трампу удалось «трампизировать» Республиканскую партию. В 2017 году были отдельные сенаторы. Политические деятели, которые были готовы бросить вызов Трампу, но на сегодняшний день у Республиканской партии нет другого кандидата. За эти годы произошел важный момент: избиратели, которые проголосовали за Трампа в 2016 году, остались верными ему, я имею в виду республиканских избирателей.
Сегодня опросы общественного мнения показывают, что 85-90% твердых сторонников Республиканской партии поддерживают Трампа. Трамп для них стал их президентом. Количество сторонников Трампа в общей численности американских избирателей не составляет больше половины, или они являются меньшинством, но другого кандидата у партии нет. Может быть, одна из причин – повышенная активность Трампа, который 4 года пребывания в Белом Доме постоянно был на экране, разъезжал по стране. И он взял руководство исполнительной ветвью власти во внешней, внутренней политике на себя. Хорошо ли он руководил, плохо ли – это второй вопрос, но на сегодняшний день он создал безальтернативную ситуацию.
- Почему политиков помоложе у демократов не нашлось?
Владимир Васильев: В Демократической партии идет очень сложная смена поколений политиков. Если на предыдущих этапах развития партии эта смена шла так, что одни белые политики заменяли других, то в последующем возникла ситуация, когда парта стала партией этнических меньшинств – афроамериканцев, латиноамериканцев, азиатоамериканцев, женщин. В этом отношении старое руководство партии решило сохранить традицию. Байден – последний из могикан – белых политиков. Фактически сегодня идет огромное поколение политиков-афроамериканцев, латиноамериканцев, этнических меньшинств, женщин.
Если на прошлых выборах 2016 года Хиллари Клинтон избрала себе в напарники сенатора Тима Кейна – стандартного белого мужчину, то сейчас подобного рода политиков в Демократической партии не осталось – тех, которые выросли, могли заявить о себе как влиятельные политики национального масштаба. Сегодня поэтому и была выдвинута Камала Харрис. С моей точки зрения, она является собирательным образом политиков, которые идут на смену политикам белым.
Я не исключаю, что с течением времени партия будет партией этнических, сексуальных меньшинств. Именно из этой категории людей будет избираться руководство партии, а традиционные белые политики, которые руководили партией до последнего времени, сойдут на нет. Достаточно указать Питера Буттиджича, который мог бы считаться молодым политиком нового поколения, но он является политиком нетрадиционной сексуальной ориентации, в семейной паре, которая сложилась в 2018 году, он выполняет роль жены. Думаю, это процессы, которые происходят в Демократической партии. Старое руководство, возможно, пытается сопротивляться, но, я думаю, что и дальше эти процессы получат развитие. Съезд меня только в этом убедил.
- По опросам, разрыв между Трампом и Байденом сокращается. За счет чего?
Владимир Васильев: Тому способствовало несколько факторов. Стало частично улучшаться состояние американской экономики: она провалилась на дно экономического кризиса во втором квартале, а сейчас наблюдается некий подъем. Он работает в пользу Трампа. Несколько пошла на спад пандемия – это тоже является дополнительным фактором, который позволяет говорить о том, что усилия, которые были предприняты, дают эффект, потому что администрация занималась этим с марта – апреля.
Главный момент – то, что в экономику было влито огромное количество средств. Только по линии федерального бюджета порядка 3 млрд, 3 триллиона долларов и еще ФРС закачала 4 триллиона. Сегодня можно сказать, что идет некая бесплатная раздача денег. Она связана с тем, что безработные получают или получали 600 долларов, Трамп подписал указ, что можно получать 400 долларов, идут другие программы поддержки домовладений. Получаются, что люди не работают, работают вполсилы или сидят дома на удаленке, но получают средства. Этот фактор тоже способствовал повышению рейтинга Трампа. Его администрация проявила политическую ловкость.
Еще один фактор – пассивная позиция Байдена и руководства Демократической партии. Байден все лето и сейчас свою речь произнес, сидя дома. Он мало разъезжает по стране, он занял пассивные позиции – пусть Трамп сражается с самим собой, набирает отрицательные очки. Создается ситуация, при которой он получает большую степень неодобрения, а Байден будет сидеть в стороне и стоять в виде Статуи Свободы. Политтехнологи Демократической партии рассчитали, что разрыв 4%, по некоторым данным, 7-8%, – этого должно хватить на оставшееся время, если идти на автопилоте, то к 3 ноября можно прийти с преимуществом. Если предпочтения останутся прежними, фактически приз президентской гонки достанется Байдену.
- Каковы шансы Трампа остаться на второй срок?
Владимир Васильев: Шансы 50 на 50, потому что в ближайшие 2 месяца мы будем видеть большое количество сюрпризов. Один из них произошел вчера, когда был арестован один из его ближайших советников. Подобных поворотов может быть очень много не только на уровне республиканцев, но и среди демократов. Предстоят теледебаты – как их выдержит Байден, сказать сложно, потому что к этой речи он, может быть, готовился все лето, а как он себя поведет онлайн, не упадет ли в обморок, это остается проблемой. Это больше всего и беспокоит демократов в их стратегии. Подобного рода сюрпризов мы должны ожидать.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира