Табун в миниатюре: В Северной Осетии работает уникальный музей игрушечной лошадки

16:31 03/01/2021

В Северной Осетии работает первый и пока единственный в России Музей игрушечной лошадки. Небольшая коллекция семейной пары за несколько лет разрослась до масштабов экспозиции. В ней сотни сувениров со всего мира. Сколько потребуется времени, чтобы посмотреть все, узнал корреспондент телеканала «МИР 24» Чермен Улубиев.

На пенсии хозяева дома увлеклись игрушками. Потому их друзьям повезло. Легко угадать, какому подарку к Новому году семейная пара точно будет рада. Теперь игрушечных лошадок Сергею и Ирине везут со всего мира.

Первый экспонат музея – ярко-красная елочная игрушка. Ее подарили друзья шесть лет назад – перед годом Лошади. Давняя любовь к этим животным воплотилась в хобби. Сейчас экспонатов сотни, и коллекция все еще растет. Своих коней супруги взаперти не держат – с удовольствием рассказывают о них гостям.

«У нас есть коллекция, которую мы любим, и которой мы гордимся. Коллекция живет, когда она представлена, когда люди ее видят. Мы должны это показывать, чтобы это жило», – уверена создатель домашнего музея игрушечной лошадки Ирина Горохводатская.

В музее четыре тематических зала. В историческом Ирина Горохводатская рассказывает, как одомашнивали лошадь.

«Лошадь – это же и молоко, это же и шкура. Это шитье одежды – конскими жилами одежда сшивалась. Постепенно кто-то смог добиться доверия лошади, потому что без доверия этого животного к нему на спину никогда не сядешь», – отметила создатель домашнего музея игрушечной лошадки Ирина Горохводатская.

Обучать детей верховой езде раньше начинали с двух-трех лет. Так появились игрушечные лошадки-качалки. После такого тренажера ребенок имел навыки передвижения и управления конем.

«Лошадка на палке – это тоже тренировка очень хорошая для детей. Развитие подвижности, тренировка икроножных и бедренных мышц», – говорит сотрудник музея.

Еще есть детский зал с плюшевыми лошадками, стилизованная «конюшня» с деревянными, фарфоровыми и стеклянными экспонатами. Спрашивают чаще всего о самой большой и самой маленькой лошадке в коллекции. Пришлось вооружаться рулеткой. В номинации «кроха» победил экземпляр из стекла – от ушей до копыт три сантиметра. Лошадь-гигант приехала из Индонезии – она в длину почти метр.

«Примерно половина экспонатов в музее – это экспонаты, которые нам дарят наши добрые друзья и посетители. Особенность домашнего музея в чем заключается: ты приходишь сюда как гость, как посетитель, а уходишь как друг», – считает создатель домашнего музея игрушечной лошадки Сергей Голомзик.

Именной подарок есть и от Анны Евдокимовой. Скрипачка филиала Мариинского театра не смогла оставить на морозе детскую лошадку-качалку. Бывшие хозяева выкинули игрушку, но заканчивать свои дни на свалке ей не пришлось. Экспонат назвали «Найденышем».

«Так было холодно, и она так одиноко стояла. У меня прямо сердце дрогнуло. Подошла, смотрю, чистенькая, нормальная. Думаю: «Жалко, ребеночек какой-то игрался, вырос, но почему на мусорку?» Ну и я ее как-то подхватила. В одной руке скрипка, в другой – эта лошадка, и пришла ее пристраивать», – вспоминает посетительница музея Анна Евдокимова.

Придать музею официальный статус создатели не против, но траты слишком большие. Входить в состав государственного музея «частники» тоже не хотят. Оптимальный вариант – включить музей в экскурсионные туры. Для этого нужна помощь регионального комитета по туризму.

«Если бы такой маленький музей имел 50-60 рублей за каждого человека – а включить эту цену в стоимость туристической поездки совсем несложного – то, наверное, эта ситуация наладилась для огромного количества частных музеев», – уверен создатель домашнего музея игрушечной лошадки Сергей Голомзик.

Чтобы рассмотреть весь игрушечный табун, в музее придется провести несколько часов. Увидеть экспонаты можно и онлайн. В пандемию виртуальные экскурсии стали очень популярны. Осенью Минкульт России предложил программу развития частных музеев. Наравне с государственными музеями, они смогут претендовать на льготы и дотации из бюджета.