Катастрофа, которую помнит весь мир: 35 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС

06:38 26/04/2021

Катастрофа, которую помнит весь мир. И вряд ли когда-нибудь забудет. 35 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС. Взорвался четвертый энергоблок. Десятки человек погибли на месте – это сотрудники станции и ликвидаторы. Тысячи пострадали от последствий воздействия радиации. Подробности трагедии вспомнил корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.

«Алло, это ВПЧ-2? Что у вас там горит?»
«Взрыв на главном корпусе»
«А там люди есть? Поднимай наш состав»

Это один из самых страшных телефонных звонков XX века. Серия взрывов на четвертом энергоблоке уничтожила ядерный реактор и здание. Земля заражена на десятки километров вокруг.

«Запомнились вороны, их было очень много. Солнечный день, а их, наверное, десятки тысяч. Как взлетит стая, аж солнце и небо закрывают, темно становилось», – сказал председатель общественного объединения «Союз Чернобыля» Виктор Деймунд.

Главная фаза ликвидации длилась чуть больше года. В ней участвовали свыше миллиона человек со всего Советского Союза. Гражданские и военные, резервисты и добровольцы поначалу даже не понимали, что их ждет.

«Медицина была не готова к ликвидации последствий. Обычно, когда случается такая беда, сразу выдают препараты йода. А их не хватило даже сотрудникам атомной станции», – добавил генерал-майор Николай Тараканов.

Водитель припятской автобазы, житель соседней деревни, Петр Коваленко в ночь взрыва был в городе атомщиков, но не почувствовал ничего особенного.

«Готовили в дорогу шашлыки, покупали вино»
«Час ночи. Вдруг что-то такое, толчок какой-то или что. А мы с женой как раз были на новоселье в Припяти, пешком шли. Но за домами ничего не заметили», – сказал водитель Петр Коваленко.

Радиоактивный пепел разлетался по соседним областям, но местные жители были спокойны. Пекли куличи и готовились к Пасхе. О катастрофе им не торопились сообщить.

«Утром, в шесть часов, объявили всем водителям явиться на рабочие места. Наш парк был метров 800 от четвертого блока: мы видим, как все горит, дымит, вертолеты летают, бросают. Сейчас потушат все, будем жить», – отметил Петр Коваленко.

Полковника Олега Чичикова новость застала на рыбалке за 6,5 тысячи километров от Чернобыля. Из Читы его вместе с другими военными перебросили прямо к станции.

«Когда был взрыв, а это был настоящий ядерный взрыв, крышку толщиной шесть метров бетона скинуло к чертовой матери. И вся эта гадость устремилась в атмосферу», – сказал полковник ВВС Республики Беларусь Олег Чичков.

Вертолетчики, собранные со всех военных округов страны, бросали в жерло реактора мешки с песком, доломит с борной кислотой, свинцовые блоки. Когда свинца не хватало, в ход шли запасы дроби из охотничьих магазинов СССР. Когда и они закончились, забрасывали списанными парашютами.

«Мы летали в таких рубашечках с коротким рукавом, в трусах, жара была плюс 30. А над реактором на высоте 200 метров – 67 градусов, потому что расплав идет», – добавил Олег Чичков.

Карты радиационного заражения были засекречены, а поезда и вертолеты доставляли в Чернобыль все новых ликвидаторов. Часто пункт назначения держали в тайне.

«Настроения были разные, скажем. У меня половина роты были ребята из Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Их обманули, сказали, что они едут на ликвидацию землетрясения в Молдове, а привезли в Чернобыль», – сказал Виктор Деймунд.

«Мы, медицинская служба, добивались, чтобы нам присылали людей взрослых, у которых были дети. Я, может быть, грубо сейчас пошучу, но говорили так: «Если хочешь быть отцом, оберни яйцо свинцом», – отметил врач-радиолог Лев Артишев.

Пожарные, военные, атомщики, милицейские бригады, медики, строители, шахтеры, ученые, водители – через «чернобыльский ад» проходило все больше и больше людей.

«Утром нас поднимают, например, человек 100, а выходим – уже 1-2% среди нас нет. Мы не знали, где они? Куда их отвезли?» – сказал Вали Одинаев.

Ликвидаторы-добровольцы покинули 30-километровую зону только через три года. Работавшая в вахтовом поселке Елена Кереселидзе из Грузии вспоминает, что люди к этому моменту устали бояться.

«Я в жизни не видела такой огромной клубники, картошка с килограмм. Все кушали. Боялись две недели, а потом ели», – отметила делопроизводитель Елена Кереселидзе.

600 тысяч ликвидаторов получили высокие дозы радиации. Пострадало два миллиона. И это была почти война – безоружных людей бросили сражаться с врагом, которого они видели только на дозиметрах.

Сегодня в полночь на телеканале «МИР» смотрите специальный выпуск новостей, посвященный аварии на Чернобыльской АЭС. А сразу после него – документальный фильм «Чернобыль. Горечь полыни».