Аномальная жара и засуха в России привела к дефициту кормов для животных. Цена на них уже выросла, как следствие увеличивается и себестоимость продуктов: молока, мяса, овощей, рассказывает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
«Высота растений – 25-20 сантиметров. Оптимальная высота для уборки на кормовые цели, когда достаточное количество влаги для клевера, 50-60 сантиметров», – сказал ведущий научный сотрудник Уральского НИИ сельского хозяйства Максим Тормозин.
С таким показателями не об прибыли мечтать, выжить бы, сокрушаются уральские фермеры. Дождей не было с мая. Эту битву за урожай аграрии проиграли палящему солнцу.
«В благоприятные годы у нас тут собирают в пределах 25-30 центнеров, в ведущих хозяйствах – до 55 центнеров. В этом году, если будет 15 центнеров, это хорошо», – отметил Максим Тормозин.
Чтобы буренки не потеряли в весе, их перевели на зерно. А оно значительно дороже. Пшеницу, овес и кукурузу фермеры покупают в соседних регионах. Вместе с кормами для животных выросла и цена на мясо.
«Свинина стоит так же, плюс-минус 10-20 рублей, а говядина ощутимо повысилась в цене – рублей на 50. Я имею в виду за килограмм», – рассказал продавец мяса Михаил Шадрин.
Будущую прибыль как «корова языком слизала». Крупные и мелкие сельхозпроизводители подсчитывают убытки. Только по грубым оценкам, они потеряют больше четырех миллиардов рублей. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ввел особый режим в 39 районах.
«Я принял решение о введении в отношении определенных муниципалитетов Свердловской области режима чрезвычайной ситуации регионального масштаба», – заявил Куйвашев.
Помимо Свердловской области, режим ЧС ввели еще восемь регионов России. Из-за аномальной жары и засухи посевная запоздала в среднем на три недели. Урожайность кормовых упала на треть. По фермерам бьет не только непогода.
«Удобрения поднялись в цене. Даже жидкий аммиак, который нужен для выращивания кукурузы и сои, стоил 17 тысяч рублей за тонну. Аммиак наш, российский. Сейчас стоит 41 тысячу за тонну», – пожаловался председатель совета директоров племенного хозяйства Сырем Байзульдинов.
Себестоимость молока в итоге за год выросла на 18%. В магазинах этого пока не замечают – правительство сдерживает розничные цены как на товар первой необходимости. Причем в последние годы молочную отрасль только и спасают федеральные субсидии. Но теперь и их уже не хватает.
«Есть несколько видов господдержки, одна из них – субсидия «на литр молока». И мы выступаем за то, чтобы Минсельхоз, возможно, взыскал средства на то, чтобы увеличить меру этой господдержки», – сказала директор по связям с общественностью и государственными органами «Союзмолоко» Мария Жебит.
Тем не менее не все фермеры «засыхают на корму». На юге страны и на Северном Кавказе уборка урожая идет с опережением. По всей России на зиму аграрии уже заготовили 10,5 миллионов тонн.