Легенда фронтовой разведки: 110 лет со дня рождения Николая Кузнецова
Многие факты из его жизни до сих пор под грифом «секретно». Его знали как Рудольфа Шмидта, Николая Грачева и Пауля Зиберта. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного разведчика Николая Кузнецова. О диверсанте, который приближал победу над нацистами, – корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина.
«Я Пауль Зиберт, родился 28 июля 1913 года в Кенигсберге. Отца помню по рассказам матери».
С этим именем и этой легендой советский разведчик Николай Кузнецов приехал в оккупированный немцами украинский город Ровно. Главная задача – уничтожить верхушку оккупационной власти.
«Если возможно, дайте мне побыть в отряде хотя бы недельки две. Я не могу с ними разговаривать, сидеть с ними за столом, пить кофе. Я хочу в них стрелять, стрелять стрелять».
Кузнецов родился в небольшой деревне Пермской губернии. Немецкий впервые услышал от знакомого лесника, тот был родом из Баварии.
Быстро выучил язык эсперанто, польский, украинский. Внешность истинного арийца заприметили в местном управлении НКВД и отправили в столицу.
«Когда началась война, его использовали по линии диверсионной деятельности. Он прославился не столько добыванием информации, сколько своей диверсионной деятельностью и деятельностью в тылу противника», – отметил Залесский.
Его первая удачная операция была в феврале 1943-го. Кузнецов взял в плен немецкого майора Гаана, который перевозил карту «Вервольфа» – логова Гитлера под Винницей. Тогда же получил данные о готовящемся наступлении вермахта на Курской дуге. За 18 с половиной месяцев в немецком тылу под именем обер-лейтенанта Пауля Зиберта Кузнецов уничтожил 11 немецких генералов.
«Вот это жетон гестапо. Вам он не положен, но вы его получите».
Историю и образ Николая Кузнецова режиссеры взяли за основу фильмов и книг. Героя, который готов защищать Родину до последней капли крови. Зимой 1944-го группа Кузнецова отходила западнее Ровно. Там разведчики столкнулись с отрядом украинских националистов. Кузнецов подорвал себя и врагов гранатой, чтобы не попасть в руки противника живым.
