Алматинскому заводу тяжелого машиностроения исполнилось 80 лет. В годы войны он выпускал боеприпасы. Сейчас изготавливает станки и оборудование для Казахстана и России, сообщает корреспондент «МИР 24» Кирилл Харламов.
Сталелитейный цех Алматинского завода тяжелого машиностроения, пожалуй, единственный действующий в городе. Здесь отливают детали из металла.
«Мы заливаем металл в формы, у нас получатся детали для нефтяной качалки. Печи вполне себе рабочие, а главное, мы сами делаем все для своего производства: сами отливаем, сами обрабатываем, сами устанавливаем детали на агрегат», – рассказал старший мастер Еркинбек Атейбеков.
На заводе налажен замкнутый цикл производства. Одно из важных условий – чтобы сырье находилось рядом. Этого же принципа придерживались власти Казахской ССР. В 1941 году в Алматы начали перевозить станки из оккупированной Украины. В город эвакуировали Луганский паровозостроительный завод.
«Героические усилия применили за столь короткое время, буквально с железнодорожного состава разгружая все оборудования с Украины, ставя на новую площадку и производя продукцию, которая нужна была фронту. В частности, мы производили торпеды, оружие, снаряды», – сказал генеральный директор Алматинского завода тяжелого машиностроения Жетписбай Едигенов.
Тогда у каждого завода был план действий на случай войны. Поэтому эвакуацию провели быстро.
«Каждый директор завода знал, куда он едет в случае войны. Он же не звонил и не кричал «У меня война! Куда мне ехать?». Он открывал сейф, доставал свой конверт и четко знал куда. Посмотрите постановления. Любой завод, который прибывал на место, через две недели начинал выпускать продукцию», – сказала директор Военно-исторического музея Вооруженных сил Казахстана Алуа Байкадамова.
Вместе с заводом в Алматы эвакуировали специалистов, но большинство работников составляли местные жители. В короткие сроки им пришлось осваивать новые профессии. Среди них бабушка Юрия Меркеля. Он сам – потомственный работник завода.
«Бабушка пришла во время войны 15-летней девочкой, точила мины и снаряды и ушла на пенсию отсюда. Мой дед пришел после войны в 1948 году на зуборезный участок, занимался изготовлением шестерен», – указал токарь Юрий Меркель.
Коллектив состоял в основном из женщин, девушек и подростков. Работали по 12 часов. Отдыхали здесь же в ящиках для снарядов. Имена тех, кто ковал победу, увековечены в заводском Мемориале славы.
«Особенно это важно для молодых людей, чтобы они понимали, что такое война, что такое трудовой фронт», – указал гендиректор завода.
После окончания войны завод остался в Казахстане. С 1946 года он перешел на мирную продукцию для металлургической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, энергетической и других отраслей.
«Мы за эти годы и годы пандемии сумели сохранить профиль по производству волочильных станов. Пять волочильных станов мы поставили в Ижевск, два стана мы поставили в Беларусь, один стан – в Узбекистан. Это говорит о том, что потенциал АЗТМ мы сохранили», – отметил генеральный директор Алматинского завода тяжелого машиностроения Жетписбай Едигенов.
Сегодня в ассортименте завода более трех с половиной тысяч наименований продукции. Спрос не сокращается, а заказы поступают почти круглый год из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: История