Постковидный синдром: кто и как наживается на реабилитации после коронавируса?

19:00 23/11/2021

В России вырос рынок экзотических медицинских услуг. Избавить от последствий коронавируса обещают целители, натуропаты, частные клиники. Стоит ли им доверять, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор медицинских наук Антон Ершов.

- Среди самых передовых методик снятия постковидного синдрома – японские уколы на основе гидролизата плаценты человека. Что это значит?

«Витамины, добавки и активный спорт не помогут»
Антон Ершов: В общепринятой медицинской классификации данный препарат относится к иммуномодуляторам и гепатопротекторам. Это то, что чуть-чуть нормализует иммунную систему, а гепатопротектор – это то, что должно защищать, восстанавливать печень.

- Есть ли основания считать это средство необходимым при постковидном восстановлении?

Антон Ершов: Сейчас есть глубокое понимание процесса того, что в иммунную систему во времена ковида либо в реабилитационном периоде лучше как можно меньше лезть. Вирусная инфекция – одна из самых сильных нагрузок на иммунную систему, в постковидный период иммунной системе нужно дать время восстановиться. К сожалению, на данный момент достоверных иммуномодулирующих, иммуностимулирующих препаратов, которые так, как нам нужно, воздействуют на иммунную систему, в мире нет.

Недостоверные, непонятные вмешательства в иммунную систему могут пагубно повлиять. Если человек пришел бы в спортзал, а ему после дали еще какую-то нагрузку. Спортзал – это вирусная инфекция, мы перенесли ее – сходили в спортзал. А иммунную систему с помощью иммуномодулятора или иммуностимулятора мы еще сильнее потом напрягаем: не нужно этого делать, нужно дать иммунной системе восстановиться.

Что касается гепатопротектора, идет злоупотребление некоторым медицинским сообществом теми данными, которые мы получаем в постковидном периоде, когда ферменты АСТ, АЛТ повышены. Очень многими медицинскими работниками это трактуется, как повреждение печени, хотя эти ферменты повышаются из-за того, что при коронавирусе повреждаются легкие. Это инфекция, которая живет в органах верхних дыхательных путей, дыхательной системы, и это естественно, что эти ферменты повышаются. При коронавирусной инфекции очень редко повреждается печень. Поэтому гепатопротекторы в подавляющем большинстве случаев не нужны.

- Цена курса плацентарной терапии может доходить до 90 тысяч рублей. Больше можно говорить не об эффективности, а о вреде?

Антон Ершов: Да. В подавляющем большинстве случаев (дай бог), такая терапия не навредит. Это будет хорошо. В некоторых случаях мы можем перестимулировать иммунную систему, а это не нужно в постковидном периоде, и воздействовать на органы и ткани, на которые воздействовать не нужно. К сожалению, все камни в медиков кидать не нужно. У нас есть излишний ажиотаж вокруг коронавирусной инфекции, и есть достаточно большой спектр пациентов, сообщества пациентов, которые мнительно, чрезмерно внимательно относятся к своему здоровью, и их хлебом не корми – дай что-нибудь поколоть, поесть в постковидном периоде. Не всегда это нужно. Эти люди запускают маховик, когда они ищут, чуть ли не заставляют медперсонал что-нибудь назначить. Такие пациенты и создают излишний спрос.

- Одна из распространенных процедур – хиджама. Действительно ли она полезна при постковидной реабилитации?

Антон Ершов: Правильнее сказать, что этим модным термином называются привычные нам вакуумные банки. Благодаря вакууму получается притяжение к коже, лопаются микрососудики, получается микрокровоизлияние. Есть медицинский смысл в этой манипуляции, потому что считается, что из разорвавшихся лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов выделяются биологически активные вещества, и каким-то образом они нормализующе действуют на организм здорового человека чаще всего, и все.

Злоупотреблять медики начали терминологией. Почему не обозвали общепризнанным термином? Чтобы людей запутать. Подложили под эту основу некорректное медицинское обоснование, вроде благодаря процедуре теряется вредная кровь. Как она там вредная получается, мне самому непонятно, и не будет никогда понятно. Это обычное кровоизлияние, которое далеко не всегда показано. Если у человека есть склонность и желание сделать такие банки, то их можно и дома сделать.

- Что вы думаете о лечении последствий коронавируса с помощью гомеопатии?

Антон Ершов: Уже всеми тема заезженная, ее признали немедицинской. Жалко, что она пользуется спросом, в том числе среди врачей. Жалко, что она чересчур распространена в инструментах продаж, в торговых точках, в аптеках. Никакого ни медицинского, ни научного обоснования данные схемы терапии при ковиде, постковидном периоде, при любой другой инфекции не имеют.

- Какой должна быть реабилитация после ковида?

Антон Ершов: Сейчас колоссальный спрос на постковидную реабилитацию, он связан с тем, что слишком много пациентов стало. Очень много переболевших, идет обращение за этой помощью, повышенный спрос на рынке. К сожалению, многие коммерческие центры этим пользуются, чтобы заработать, порой неоправданно.

Нужно относиться к себе спокойно, никуда не бежать, спокойно сходить к врачу, выяснить персонализированные повреждения. К сожалению, универсального рецепта восстановления в постковидном периоде не существует. Мы можем предложить только индивидуальные программы. Коронавирусная инфекция, как и любая другая вирусная инфекция. Пагубно влияет на организм. Для иммунной системы ничто так не дается с таким трудом, как вирусная инфекция. Тяжелее сложно задачу придумать. Любая вирусная инфекция оголяет и обостряет все наши хронические заболевания, даже неявно текущие, о существовании которых, может быть, мы и не догадывались.

В постковидный период они все дают о себе знать, поэтому стоит обратиться к врачу. Часто из-за эмоциональной составляющей, из-за нагрузки выходит из строя щитовидная железа, поэтому надо определять ее функцию чаще всего лабораторно; выходят из строя надпочечники. Часто пациенты обращаются с жалобой на то, что кожа горит, что горячим воздухом дышат. Это чаще всего дисфункция щитовидной железы и надпочечников. Очень часто происходит поломка по железодефицитной анемии. Она и так распространена, а в момент коронавируса она только усугубляется.

Дефицит омега, витамина Д, липидные расстройства, которые мы выявляем по биохимическим анализам, и которые мы очень легко индивидуально скорректировать. Чтобы назначить терапию, вначале хотя бы немного, хотя бы стандартно нужно обследоваться у вашего специалиста, а не бежать и не пользоваться популярными, но малоэффективными программами.