Электронная торговля в ЕАЭС: когда появятся единые правила?

16:36 29/11/2021

Премьер-министры стран ЕАЭС одобрили дорожную карту по развитию электронной торговли. Зачем понадобился такой документ и какие шаги в нем прописаны, телеканалу «МИР 24» рассказал директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.

- В каком состоянии сейчас электронная торговля между странами ЕАЭС? Что считать пунктом А и пунктом Б?

Ваагн Казарян: Электронная торговля как самостоятельная деятельность стала развиваться и оказывать серьезное влияние буквально недавно. Электронная торговля во всем мире начала регулироваться совершенно недавно и выделяться из сегмента торговли или товаров для частного пользования. С этой же целью есть необходимость регулирования данного сегмента экономики. Выделение из сегмента регулирования – задача, которая стоит перед нами, чтобы он попадал под определенные правила игры, которые на данный момент отсутствуют.

Точка А – неурегулированность, точка Б – это правила игры, которые будут равными для всех игроков.

- На какой срок рассчитан документ?

Ваагн Казарян: Мировая практика развития данного сегмента показывает, что торговля – живой организм, и данный сегмент развивается очень быстро. Точка Б бесконечна. Первой части регулирования для обеспечения равных и прозрачных условий игры мы рассчитываем добиться до 2024 – 2025 года.

- На сегодня что мешает развитию электронной торговли между государствами ЕАЭС?

Ваагн Казарян: Давайте определим торговлю внутри Союза и трансграничную электронную торговлю. Карты нужны, чтобы указать цель, а потом определить направления. Эти направления для стран-членов Союза должны быть параллельными, они должны совпадать. По этой цели мы двигаемся, чтобы обеспечить безбарьерную внутреннюю торговлю, защиту прав потребителей, честные и справедливые правила игры, предсказуемую бизнес-среду для трансграничной торговли.

- Не приведет ли успешное решение задачи по устранению барьеров к ситуации, когда при перемещении товаров через границу будет утрачен контроль со стороны государства?

Ваагн Казарян: Именно исходя из этого, чтобы внутри Союза не было контроля и регулирования, чтобы было свободное перемещение – с одной стороны, а с другой стороны, чтобы обеспечить определенный контроль для трансграничной торговли, если это идет из-за территории Союза, и разработаны данные механизмы, на данном этапе, исходя из того, что товары, которые идут по линии электронной торговли, считаются товарами для личного пользования, они не подлежат никакому регулированию, и это несет за собой определенные риски, с которыми сталкиваются на территории Союза все потребители.

- Сколько времени заняла подготовка документа?

Ваагн Казарян: Дорожная карта готовилась параллельно с развитием стратегических направлений, и активная фаза подготовки документа началась с момента, когда в начале года были утверждены стратегические направления развития Союза. Это буквально год – полтора.

- Когда предусмотренные нормы будут закреплены уже международным договором?

Ваагн Казарян: Мы взяли на себя обязательства разработать международный договор до 2024 года. Но это разработка. Есть понимание, что это очень сложная работа, и для этого нужно привлечение всех сторон. Мы надеемся, что к концу 2024 года договор будет разработан. Его судьба должна быть утверждена сторонами – это тоже большой процесс.

- Какие плюсы получит бизнес и рядовой потребитель?

Ваагн Казарян: Отечественный бизнес, производитель, который платит и пошлины, и налоги, – работает в среде союзной, и участники электронной торговли, которые обеспечивают трансграничное перемещение товаров и не платят никаких налоговых пошлин на территории Союза, не несут никаких обязательств в рамках обеспечения безопасности, прав потребителей, – в этой среде мы наших производителей ущемляем, это несправедливо. Как следствие разработки всего нормативного массива – зарубежные площадки, производители тоже будут обязаны обеспечивать правила игры, которые установлены на территории Союза.

В плане потребителя – у него тоже появится инструментарий, чтобы защитить свои права, чтобы случайно не приобрести товар, который полностью не обеспечивает правила безопасности на территории Союза. Сегодняшняя практика показывает, что потребитель оказывается один на один с иностранной площадкой и не имеет никаких ресурсов для защиты своих законных прав.