Человек-эпоха: первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву – 85

14:19 20/01/2022

Человек-эпоха. Сегодня первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву исполнилось 85. С высокого поста он ушел 12 лет назад, но до сих пор участвует в общественной жизни и является государственным советником республики. Уникальную модель Татарстана как территорию толерантности изучают специалисты. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев – о том, как человеку с «железным характером» удалось построить межнациональный мир в регионе.

Историческое наследие – этому в последние годы Минтимер Шарипович посвящает всего себя. А еще – шахматам по вечерам, бассейну по утрам и любимой собаке лайке – по выходным.

«Я всегда внутренне жалел, когда же найти время получше изучить историю страны, Татарстана, родной земли», – признается Минтимер Шаймиев.

В родной деревне Анякова на востоке Татарстана дом-музей отца Шаймиева Шарипа, первого председателя местного колхоза. Будущий президент родился в крестьянской семье. Самым младшим, девятым ребенком. Четверо до него умерли. По татарским поверьям, чтобы мальчик выжил, его назвали Минтимер, что значит «Я железный». Сосед Зуфар хорошо знает семью Шаймиевых.

«Когда смотрю на Минтимера, это копия Шарипа», – сказал он.

Весь в отца, говорит, железная воля и характер. И вместе с тем мудрость и взвешенность в решениях.

Когда в конце 80-х на волне гласности и перестройки в республике набирает популярность национализм, первому секретарю татарского обкома Шаймиеву приходится несладко. В 90-х местные активисты требуют суверенитета и разрыва с Москвой. Федеральный центр – подчинения. В 1992-м Борис Ельцин призывает татарстанцев не ходить на референдум. Прокуратура грозит арестами. Но плебисцит состоялся.

«Меня приглашали в Москву, у меня были встречи на высшем уровне. Я говорил: хорошо, мы же перестраиваемся, демократическое общество. Тогда много говорили об этом. Что, народ не будет иметь право на референдум?» – отмечал Шаймиев.

В итоге республика во многих направлениях получила самостоятельность и осталась в составе России. Одна из первых программ, которую запустили в Татарстане по инициативе Шаймиева, – ликвидация ветхого жилья.

«Тысячи семей получили добротное жилье, наконец-то по-человечески стали жить в непростые годы», – указал председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

О себе Шаймиев говорит: он больше хозяйственник, чем политик. Поэтому и занимался в основном проблемами простых людей. Сохранил заводы, нефтехимическую отрасль, сельскохозяйственную промышленность. Отказался от проведения радикальных реформ Гайдара.

«Он реализовывал принцип мягкого вхождения в рынок, чтобы население серьезно, шоково не пострадало от этих реформ», – вспоминает заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Марат Ахметов.

В сложные 90-е годы Шаймиев провел тотальную газификацию Татарстана. В этом и проявился его талант как руководителя, вспоминает специалист госплана СССР Павел Гроздов.

«Он газифицировал большинство деревень в республике», – указал начальник подотдела материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса СССР в 1954 – 1979 гг. Павел Гроздов.

О Шаймиеве Павел Васильевич написал книгу. Один экземпляр с авторским автографом он отправил Минтимеру Шариповичу в Казань.

В книгу вошли и главы о сегодняшней деятельности бывшего президента, восстановлении культурного наследия республики. Колыбель ислама в Татарстане –город Болгар, с его историческими постройками и красавицей Белой мечетью, местным Тадж Махалом.

Остров-град Свияжск – православная жемчужина региона. Монастыри и деревянные постройки времен Ивана Грозного восстановлены буквально из руин благодаря фонду «Возрождение», созданному Шаймиевым.

Баланс между двумя национальными культурами и есть главная заслуга первого президента, считают его коллеги. Модель Татарстана сегодня изучают как главное достижение его первого руководителя.