«Омикрон» у детей и подростков: когда незамедлительно нужно к врачу?

19:52 28/01/2022

«Омикрон» все чаще поражает детей и подростков. При каких симптомах ни в коем случае нельзя откладывать визит к врачу, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-педиатр Игорь Кашаба.

- Родители, когда у ребенка насморк и невысокая температура, предпочитают не ходить к врачу, потому что в поликлиниках много людей, можно заразиться коронавирусом. Правильное ли это решение?

Игорь Кашаба: Правильное, потому что если у ребенка температура ниже 38 градусов, большого смысла идти в поликлинику нет. Во-первых, любое посещение чревато перекрестным заражением, когда ребенок может поймать другой вирус и усугубить свое состояние. Второе – любое такое состояние сопровождается слабостью. Тащить ребенка с температурой в поликлинику не представляется необходимым, потому что это только усугубит его состояние слабости, кроме вируса вы можете поймать там бактериальную инфекцию.

- Что делать?

Игорь Кашаба: До 38 градусов смысла не имеет. Даже пить жаропонижающие препараты не рекомендуется, потому что в 38 градусов по законам развития иммунного ответа идет активная наработка антител, и иммунная система включается на полную катушку. Если выше 38, тогда имеет смысл вызвать врача, и он должен осмотреть ребенка, провести диагностику, сделать назначения.

- По данным экспертов, в юном возрасте новый штамм маскируется под обычную ОРВИ. Как отличить их?

Игорь Кашаба: ОРВИ и коронавирус – это практически одно и то же. Сам по себе коронавирус был открыт в 1980-е годы как источник заражения острым респираторно-вирусным синдромом. Классическая ОРВИ – это и есть заражение коронавирусом. Мутация, которую открыли в 2019 году, имела катастрофические последствия для человечества в виде развития пневмонии. Это нехарактерно для коронавирусов.

Но хорошая новость заключается в том, что мутация, которая произошла с этим коронавирусом, именно с «омикроном», она привела к тому, что 30 из 46 зафиксированных мутаций относятся к этому S-белку, который внедрялся в определенные рецепторы и таким образом вызывал катастрофические последствия.

Эти мутации привели к тому, что вирус ослабел и стал протекать как обычное ОРВИ – без поражения легких, без развития пневмонии. Он опускается на дыхательные пути, максимум – это бронхи.

- Слабость бывает при любых простудных заболеваниях? Без спецтестов понять, что это, невозможно?

Игорь Кашаба: Можно сдать ПЦР-тест, но он скажет вам, что это коронавирус, и вы убедитесь, что у вас классическое ОРВИ, которыми мы болели всю историю человечества, и ничего кардинально не изменится, даже если вы узнаете, что это «омикрон».

- По данным американских педиатров, «омикрон» у ребенка может привести к развитию крупа. Чем это грозит?

Игорь Кашаба: Это нехарактерный синдром, потому что круп может развиться при любой вирусной и бактериальной инфекции. Круп – это острое развитие отека на гортани, в верхних дыхательных путях. Как правило, он развивается у ослабленных детей и до двух лет жизни. Из симптомов, на которые нужно обратить внимание, я бы хотел отметить, что у детей развивается так называемый лающий кашель, когда он непродуктивный, ничего не откашливается.

Если состояние усугубляется, то подключатся мышцы – втягивается грудная клетка, подключичные впадины, то есть ребенку тяжело дышать, он не может вдохнуть и выдохнуть. Это история, когда нужно вызывать врача, потому что температура при развитии крупа невысокая. Но с учетом возможностей осложнений лучше вызвать врача.

- Говорят о развитии бронхиолита. Что это?

Игорь Кашаба: Бронхит – воспаление бронхов, а бронхиолит – представьте себе дерево и ветки. Листочек – это альвеола, где идет насыщение кислородом крови. Листочек на такой веточке тоненькой висит, и бронхиолит – поражение концевых отделов бронхов – самых маленьких и тонких, это поражение, воспаление, которое опускается максимально низко по бронхиальному дереву, но не захватывает альвеолы, легочную ткань, где идет обмен воздуха.

- Постковидный синдром. О детях и подростках специалисты очень осторожно высказываются. Как он может проявиться теоретически?

Игорь Кашаба: Самый понятный и самый известный – это астения, снижение энергетики, слабость, невозможность сконцентрировать внимание на чем-то. Я переболел ковидом и никому не пожелаю прожить это состояние. Общие характеристики складываются из неспособности работать, выполнять интеллектуальные виды деятельности. У детей и подростков это может развиваться, как и у взрослых.

- Как защитить подростка от коронавируса?

Игорь Кашаба: Я хочу напомнить фильм «Вратарь» 60-х годов. Там была прекрасная песенка «Если хочешь быть здоров – закаляйся». Там был жизнерадостный актер, который стоял под холодным душем и демонстрировал крепкое здоровье. Все состояния, которые мы перечислили, связаны с ослаблением состояния здоровья детей в нашу эпоху. Любые мероприятия, направленные на закаливание, если говорить о школьниках, то есть прекрасные методы, когда промывается нос холодной водой либо обрабатывается носоглотка, ингаляции, промывание горла растворами мать-и-мачехи, ромашки – это неспецифическая профилактика, которая позволяет создать дополнительные барьеры, потому что вирус в нас заходит через верхние дыхательные пути.

Есть непроверенные, но в бытовом плане эффективные средства, когда носовые дыхательные пути смазываются оксолиновой мазью, если на нее нет аллергии. Она создает дополнительный барьер.

Витамины, минералы, которые позволяют повысить неспецифическую резистентость, закаливание.