В «Авиалесоохране» назвали регионы с наиболее сложной ситуацией с лесными пожарами

01:42 12/05/2022

Природные пожары охватили Урал, Сибирь и Приморье. Полыхают почти 17 тысяч гектаров. Огонь пожирает и сухую траву, и лес, и заповедники, и даже поселки. Есть жертвы: с начала года погибли 16 человек. Почему сложилась такая ситуация с лесными пожарами, какие сложности возникают при тушении, как все это скажется на экологии, рассказал в эфире телеканала «МИР 24» заместитель начальника ФБУ «Авиалесоохрана» Николай Ковалев.

– Сводки о пожарах в лесах России поступают каждый день. Ситуация меняется ежедневно. На сегодня, в каких регионах самая сложная ситуация?

Николай Ковалев: Самая сложная ситуация на Урале – это в Свердловской и Курганской областях. Если брать Сибирь, то это Омск, Красноярск, Иркутск. Если Дальний Восток, то это Амур и Приморье. Вот эти три территории наиболее подвержены лесным пожарам.

– У вас есть такое понятие: работа по активному тушению. Я так понимаю, это работа уже непосредственно на местах, где идет горение. Какими силами сейчас она ведется, где и насколько успешно получается тушить?

Николай Ковалев: В целом сейчас задействовано около 7 тысяч людских ресурсов, в том числе порядка 900 человек парашютистов-десантников «Авиалесоохраны». Более 80 самолетов и вертолетов именно на обнаружении и тушении лесных пожаров. Если говорить о непосредственно тушении, то на кромке лесного пожара работают наши лесники, парашютисты, десантники, пожарные. Делается опорная полоса из естественных рек, озер, и проводится отжиг навстречу основному огню, навстречу основному пожару. Таким образом, останавливается основной лесной пожар.

– Когда говорят о причинах пожаров в этом году, по данным одного из курганских сайтов, в первую очередь каждый год упоминаются все те же палы сухой травы, которые устраивают люди. Но в этом году очень много говорят о том, что причиной пожаров становится либо обрыв линии электропередач, либо перехлест проводов и, соответственно, короткое замыкание, от которого вспыхивает окружающий лес или та же сухая трава. То есть опять получается все тот же человеческий фактор?

Николай Ковалев: В общем-то да, человеческий фактор. Но нельзя не учитывать и ураганные ветры, которые были в Кургане и Красноярском крае. И был перехлест электропроводов, затем короткое замыкание, и по сухой растительности огонь переходил или на объекты экономики, или в населенные пункты.

Здесь правильное решение было принято одним из губернаторов, когда взяли и отключили в такой ураганный ветер ряд линий электропередач. То есть даже там, где были оборваны электропровода, они не дали таких вспышек короткого замыкания и не произошло возгорания.

То есть да, вы правы, человеческий фактор, и нужно в этом отношении предупреждать.

Когда говорят о сильном ветре, а по прогнозам и отчетам ветер был до 25 м/с, это практически ураган, и очевидцы рассказывали, что пламя даже не по земле, а по воздуху на какие-то совершенно невероятные расстояния перебрасывалось и оказывалось за спиной у тех, кто пытается этот пожар потушить. Это действительно так?

Николай Ковалев: Это так. Почему мы всегда работаем очень осторожно, соблюдая технику безопасности? Ведь пожар при такой скорости ветра перелетает на 300-400 метров. Поэтому нужно, особенно при верховых пожарах, учитывать фактор ураганного ветра и распространения верхового пожара, нужно быть крайне осторожным. И здесь предупреждать заранее население – очень правильно.

– А сейчас есть какие-то пожары на территории природных заповедников, где работают сотрудники «Авиалесоохраны» и участвуют в тушении?

Николай Ковалев: Да, мы работаем, прежде всего, на территории Байкальской природной территории. Был там пожар, мы его оперативно потушили силами парашютистов-десантников. Сейчас 60 человек парашютистов-десантников «Авиалесоохраны» работает в Убсунурской котловине. Пожар там локализовали, как сегодня доложили нам на штабе. В течение суток обещали ликвидировать.

– Вернусь к причинам, к человеческому фактору. Президент провел совещание с главами регионов по этой ситуации. И губернатор Курганской области попросил увеличить штрафные санкции для поджигателей сухой травы. То есть этот штраф, который сейчас составляет 2 тысячи рублей, я так понимаю, людей уже не пугает, потому что палы продолжаются ежегодно.

Николай Ковалев: Абсолютно правильное предложение. Я считаю, что несоизмеримы 2 тысячи и тот ущерб, который нанес этот сельхозпал, как мы его называем. Он спалил ни один десяток строений и дачных построек. Конечно, нужно увеличивать штраф и, я думаю, в десятки раз.

– Может быть тогда и другие санкции применять – более жесткие, более серьезные?

Николай Ковалев: Об этом как-то все забывают, но если будет доказана вина, что поджог был умышленный и нанес серьезный ущерб народному хозяйству, то за это грозит до восьми лет уголовной ответственности. Об этом не нужно забывать.

– Когда говорят о лесных пожарах, нужно говорить и о предотвращении. И вот якутский губернатор предложил именно предотвращать природные пожары с помощью искусственных дождей, вызываемых авиацией. А что это за технология? Есть технология, которая вызывает дожди из созревших кучевых облаков. Но здесь, видимо, та же технология, только в другом ракурсе применения?

Почему горят леса и сколько Россия тратит на ликвидацию пожаров?

Николай Ковалев: Да, мы эту технологию искусственного вызывания осадков применяем в России с 1968 года. Можно вызывать из не созревших облаков осадки с помощью йодистого серебра. Мы единственные, кстати, во всем мире, кто использует вызывание осадков для тушения лесных пожаров.

В отношении предупреждения пожаров мы будем рассматривать это предложение. И, я думаю, оно будет на пользу при первом-втором классе пожарной опасности, когда, будем так говорить, незначительная пожарная опасность на подстилающей поверхности. Это будет приводить просто к увеличению влажности подстилающей поверхности. Именно подстилка будет гораздо влажнее. Есть в этом резон, если, конечно, есть на то финансирование. С помощью такого момента, именно площадными покрытиями, мы могли бы снизить класс пожарной опасности на этой территории.

– Ну тогда поставлю вопрос более глобально. Что необходимо на сегодняшний день для успешной борьбы с лесными пожарами?

Николай Ковалев: Главное – три основные составляющие. Это, прежде всего, профилактика, как ни банально это звучит, но так всегда было. Предупредить легче, чем потом потушить. Это и работа с населением. Это и благодаря вам, что пропагандируете то, что нельзя поступать так. Посмотрите, какой громадный ущерб мы наносим природе и т. д. Второй момент – это обнаружить с помощью либо наземного, либо авиационного, либо космического мониторинга огонь на очень малой площади. Чем меньше площадь, чем раньше мы приступим к ее тушению, тем легче это будет потушить. И третий момент – оперативное наращивание сил и средств на этом пожаре, чтобы быстрее его потушить.

Вот основные три составляющие: профилактика, раннее обнаружение и оперативное тушение. И тогда этот вопрос можно будет решить очень оперативно и хорошо.