В Третьяковской галерее открылась выставка отреставрированных произведений искусства

01:39 27/05/2022

Лекари великих шедевров. Так называют реставраторов картин. Обычно они остаются за кадром. Но не в этот раз. В Третьяковской галерее открылась выставка возрожденных произведений искусства. Над ними мастера работали 13 лет. Что же скрывалось за слоем старого лака и клея, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Ширяева. Она увидела, как изначально выглядел «Демон» Серова и «Иван Грозный» Репина.

Теперь как не приглядывайся – не видно ни трещин, ни пятен. Как и саму работу реставратора. Алина Тейс всегда за кадром. Хотя долголетием своих работ ей обязаны многие великие художники.

Или вот чертеж. Это один из первых проектов зодиакальных часов. Они теперь украшают Казанский вокзал. Рисунки принесли потомки архитектора Щусева, который проектировал здание.

Чтобы оживить хрупкую картину или графику, нужно убрать так называемое наслоение времени – старый слой краски и защитного лака, но не трогать естественную старину. Вернуть почерк автора, а не заменить на свой.

Показали процесс за несколько секунд. У реставраторов на это порой уходят десятилетия. Особенно трудно было, когда работали над картиной Серова «Демон и Тамара».

«Здесь был колоссальный риск, что белила могли раствориться вовсе или расплыться. Здесь нужна была тонкая рука и чувство меры реставратора высшей категории, чтобы сохранить баланс», – вспомнила реставратор Третьяковской галереи Инна Соловова.

Этой картине 130 лет. Ее впервые показывают на выставке. Валентин Серов нарисовал своего падшего ангела к произведению Лермонтова.

«Произведения Лермонтова должны были быть иллюстрированы самыми лучшими художниками. Для этого издания были приглашены Серов, Айвазовский, Врубель», – отметила Инна Соловова.

Великие мастера теперь здесь по соседству в залах Третьяковки. За 13 лет восстановили почти три тысячи картин и графики, но на выставке уместились лишь 160.

Одна из любимых работ директора Третьяковской галереи. Чтобы восстановить портрет, реставраторам пришлось стать химиками, биологами, историками.

«Это портрет Натальи Гончаровой Михаила Ларионова, созданный в Париже в 1915 году. На этой работе присутствуют и настоящие обои, и вырезки из газет, более того, к голове Гончаровой приклеена прядь ее волос. Это один из первых и самых радикальных примеров коллажа», – сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Казалось бы, многие шедевры утеряны навсегда, но иногда сами полотна борются за свою жизнь. Иногда сами художники помогают реставраторам восстановить работы. Так произошло с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Это оттиск с оригинала картины. Художник Василий Матэ сделал его еще при жизни Репина. Так что здесь изначально задумка автора. После второго покушения на картину в мае 2018 года реставраторы обратились за помощью к этой графике, ведь здесь хорошо видны все детали: ковер, печь и окно на заднем фоне.

Они лекари великих произведений искусства. И главное их правило всегда – спаси, но не навреди.