Император и реформатор: как Петр I «подарил» себе город

10:48 09/06/2022

Сегодня в России отмечают 350 лет со дня рождения Петра I – последнего русского царя и первого из династии Романовых Императора Всероссийского, одного из самых ярких правителей и реформаторов в истории страны. О славных деяниях Петра Алексеевича расскажет корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.

Петр первым подарил сам себе на день рождения не что-нибудь, а целый город. Санкт-Петербург он основал 27 мая 1703 года, за пару недель до своего 31-летия.

Не в коробке с лентами он достался Петру, пришлось побороться за эти земли. Теперь памятник императору – Медный всадник – перстом указывает в сторону Стокгольма. Заложив город «назло надменному соседу», он получил выход к морю, а заодно прорубил «окно в Европу».

«Окно» открывалось, чтобы привлечь к нам европейцев, привлечь европейских специалистов. Но надо понимать шире, «окно в Европу» – это не Санкт-Петербург. «Окно в Европу» – это вся политика Петра по вестернизации русского общества, придания ему большего европейского облика», – говорит кандидат исторических наук Николай Смирнов.

Изменить Москву златоглавую было бы сложнее, а построить с нуля новый город на западный манер казалось проще. Сам Петр Алексеевич и двор переехали на берега Невы, к Балтике.

«После розыску зжен огнем, а с огня говорил»
Однако главный город государства мог быть совсем у другого моря – у Азовского. Одно время Петр планировал разместить столицу в Таганроге. Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовый мост – весь Петербург имел бы южную прописку. Но не сложилось.

«Таганрог – это путь не в Европу. Это путь, скажем так, в Черное море, южное направление, которое было в основном тогда занято Османской империей. А мы говорим о том, что Петр I делал поворот именно к Европе, и единственным на тот момент направлением была Балтика», – отмечает Николай Смирнов.

Подарок ко дню рождения оказался с сюрпризом. За близость к Финскому заливу Северной столице пришлось расплачиваться наводнениями, дождями, ветрами.

Если бы Петр Алексеевич все же предпочел Азовское море Балтийскому, не пришлось бы петербуржцам в начале июня ходить в летних пуховиках. Но именно здесь, на берегах Невы, ценишь то, что бывает редко, – солнце, теплую погоду и штиль. Но ради великого города можно и холод потерпеть. Петр же смог.