Какое будущее ждет российское кино и как планирует развиваться крупнейшая в стране киностудия? Почему сейчас особенно важно нарастить собственное кинопроизводство? Об этом, а также о своих творческих планах в программе «Культ личности» на телеканале «МИР 24» рассказал режиссер, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
- Мы беседуем с вами в преддверии вашего юбилея. И, если говорить об артистах, актерах, то обычно к своим круглым датам они приурочивают какие-то шумные концерты, огромные стадионные мероприятия. А как отмечают режиссеры свои юбилеи?
Карен Шахназаров: Никак, в общем. С друзьями соберусь, какой-то узкий круг. Но, в принципе, ничего не планирую такого. Я не пою, что я могу? Какие концерты устраивать? Я знаю, что разные телеканалы мои картины будут показывать, спасибо им. Я не устраивал эти кинопоказы. Наверное, в этом и есть какое-то празднование, если хотите. А так, специальных каких-то мероприятий не будет.
К тому же, я сейчас нахожусь в стадии, так случилось, и я этому очень рад. Я работаю над новой картиной, у меня через две недели съемки. Поэтому, честно говоря, не то что я специально подгадывал, но так получилось.
- Уезжаете куда-то, или в Москве будут съемки?
Карен Шахназаров: Нет, я буду в Москве и буду в Петербурге снимать несколько сцен. Условное название фильма, потому что, как правило, снимается фильм под одним названием, а выходит под другим, условное название «Хитровка». Это сценарий, который мы написали с двумя молодыми сценаристками по мотивам произведений Гиляровского, такого замечательного русского писателя. «Москва и москвичи», который описывал жизнь московских трущоб в начале ХХ века, и Конан Дойль, такое сочетание. И главные герои, кстати, Гиляровский и Станиславский Константин Сергеевич. Это, в общем, комический скорее детектив такой, там и Чехов есть, и Немирович-Данченко. Ну вот, поэтому для меня более важное занятие – картина. А это (юбилей – прим.) не так существенно.
- В вашей жизни был момент, когда вы проснулись знаменитым? Когда вышла лента «Мы из джаза», она же тогда была признана фильмом года читателями журнала «Советский экран»?
А «Мы из джаза» – это да, было кино. Можно сказать, что мы знаменитыми стали на следующий день. Это был успех очевидный. Он, кстати, был и зрительский, фестивальный. Потому что я стал на фестивали ездить, получать призы, меня стали посылать на какие-то фестивали международные. Да, это «Мы из джаза» был.
- Вы руководите «Мосфильмом» уже 20 лет, и за это время киностудия превратилась в настоящий, мирового уровня концерн, наверное, так можно его называть. А есть, куда расти?
Карен Шахназаров: Я думаю, это студия. Конечно, киноконцерн – такое название, оно было придумано у нас в начале 90-ых.
- А для чего?
Карен Шахназаров: Я даже не знаю, зачем. Тогда был Владимир Николаевич Досталь директор, ну а я был членом правления. Не знаю, тогда были вообще какие-то иллюзии. Почему киноконцерн, не понимаю. Потому что, по существу, это киностудия. На самом деле это киностудия.
Киноконцерн в моем понимании – это что-то более широкое. Это и система проката. Примерно так устроены американские студии – Paramount, Metro Goldwyn. Все эти «Двадцатые веки». Они соединяют в себе студию непосредственно, как производственную единицу, и при этом еще там прокатные компании. Вот в эту сторону, наверное, можно расти, но, наверное, как говорится, не в мою бытность. Я думаю, на сегодняшний день это маловероятно.
С точки зрения киностудии, я думаю, она на сегодняшний день максимально отвечает всем задачам, которым должна современная студия отвечать. Она оборудована всем необходимым, технологически на очень высоком, современном уровне. При этом можно сказать, что мы не столько модернизировали, а построили студию. Мы ввели в строй, уже при нас, крупные объекты. Это новый павильон, 16-ый дом, костюмы, реквизит, там потрясающее здание. И сейчас закончен уже 17-ый павильон, там концертный комплекс с четырьмя залами, с выходами на Мосфильмовскую улицу. Это было всегда мечтой на «Мосфильме» на протяжении советского периода и постсоветского. Ну вот это удалось сделать. Так что в общем, я думаю, в плане того, как студия, на сегодня она оптимально устроена.
- Говорят об импортозамещении, в том числе и в кино. Потому что ушли все крупнейшие кинокомпании американские с нашего прокатного рынка. И, естественно, какие-то решения уже были приняты. Какие-то были и до, и сейчас появилась информация о первых победителях конкурса дебютных фильмов, которые будут полностью финансироваться. И там уже были предложения по прокату, еще до начала специальной военной операции, но они не были поддержаны. Что сегодня необходимо нашему кино для того, чтобы кинотеатры не закрылись?
Карен Шахназаров: Нарастить собственное производство.
- Это возможно?
Карен Шахназаров: Я думаю, возможно. Если вспомнить советский опыт, в СССР ведь где-то до 50-ых годов был период малокартинья. Советское кино делало 10-15 картин в год. Потом было принято решение, что надо нарастить. И, надо сказать, за короткий период нарастили до 250-300 фильмов в год. Так что это возможно.
И, я думаю, что мощности у нас вполне хватает для того, чтобы это сделать, в том числе и масс-фильм. Мы работаем, я думаю, на 50% своих возможностей. При том, что мы загружены, но мы можем работать еще на 50%, а может даже на 70% большую загрузку. Поэтому, я думаю, нам необходимо нарастить как минимум до 300 картин. И, в принципе, это возможно сделать, даже если вы посмотрите на телевизионную продукцию.
Телевизионщики нарастили невероятно вообще, начало 90-ых вспомните. У нас все сериалы были мексиканские, американские. Сейчас вообще нет. Вообще все каналы просто нарастили огромное количество сериалов. Можно по-разному относиться, есть хуже-лучше, но я не знаю, сколько их, 500, 600? Их огромное количество в стране делается. Причем, я знаю, что многие показываются за рубежом, и довольно успешно.
- Да, или продаются по лицензии.
Карен Шахназаров: Продаются и показывают, смотрят их. Так что, в принципе, это возможно все. Другой вопрос, надо, на мой взгляд, мягко говоря, менять систему организации кино, она не идеальна. Она вышла из советской системы, но не пришла в другую систему. Она посредине и осталась – она не советская и не рыночная. Так долго не может продолжаться. Нужно определиться и выстраивать систему оптимально для того, чтобы дать какие-то импульсы для производства кино. В нынешних условиях, когда американцы ушли, конкурентов нет.
В принципе, это очень похоже на то, как развивается и развивалась китайская киноиндустрия. У них же финансирования государственного нет в кино, они чисто рыночные. Но у них ограничен импорт картин. Не больше 20-25 картин они позволяют на внутренний рынок. Я много раз говорил о том, что нам надо ограничивать. Потому что мы с таким открытым рынком никогда не сумеем построить киноиндустрию, невозможно конкурировать.
- Про сериалы как раз хотел вас спросить. Не почти все, но очень многие режиссеры, да и вы тоже, когда снимали «Анну Каренину», делали и прокатную версию, и сериальную версию. Кстати, новый свой фильм вы будете делать как сериал?
Карен Шахназаров: Нет, нет.
- А почему? Что мешает и зачем это делают, как вам кажется? Ведь очень редко вот этот сериальный вариант оказывается успешным, а не выглядит, как растянутая киноверсия.
Карен Шахназаров: Дело все в том, что я, например, «Анну Каренину. Историю Вронского» снимал, прежде всего, как сериал. У меня, правда, был отдельный сценарий, я написал отдельный сценарий под киноверсию. Не просто это было. Конечно, сериал более популярный. Если ты делаешь кинопрокатную версию из сериала, ну, по большому счету, «Анна Каренина. История Вронского» – скорее, фестивальная была.
С точки зрения фестиваля, много фестивалей мы взяли, какие-то призы получали. А так, конечно, основной прокат – это сериалы. Они более такие, аудитория больше намного. Их больше любят смотреть. Хотя я больше люблю кино.
- Вы как-то так легкомысленно, через запятую говорите «какие-то призы», хотя мы понимаем, что все равно и для кино, и вообще для любого художника награды что-то, да значат. Есть у вас какая-то награда, которая для вас является особо ценной, или памятной, или приятной или, может быть, есть та, которую вы хотите получить?
Карен Шахназаров: Я, в общем-то, участвовал во всех крупных фестивалях, во всех абсолютно. И в «Оскаре» поучаствовал три раза все-таки. И много других фестивалей было. Но, наверное, самый для меня – это был Московский фестиваль 87-го года. Я там участвовал с «Курьером» и получил второй приз.
Дело не в том, что я приз получил, а в том, что, с точки зрения фестивалей, в которых я участвовал, включая Каннский, Венецианский, Берлинский, мне доводилось в них бывать и участвовать. Но это был самый, как молодежь говорит, крутой фестиваль. Потому что он был первый фестиваль после того, как состоялась перестройка. Первый перестроечный фестиваль. Это был первый международный фестиваль в России, который состоялся уже с декларированием перестройки. И тогда, Советский Союз, огромный интерес был.
И поэтому, чем, вообще, основная ценность фестиваля определяется? Количеством звезд? И качеством картин, мастеров, которые приезжают участвовать. Вот с этой точки зрения этот фестиваль, я никогда ни в Каннах, ни в Венеции не видел такого количества звезд. Туда приехали все звезды, которые на тот момент существовали. В конкурсе участвовал Феллини, Копал участвовал, председатель жюри был Роберт де Ниро, там Ханна Шигулла, что за имена, там Маркес приехал. То есть все актеры крупнейшие, все режиссеры, все были на Московском фестивале. Форман, я с ним выпивал всю ночь в пресс-баре, с Милошем Форманом, познакомился, он очень хорошо по-русски говорил.
Так что на закрытии, поскольку я второй приз получил, а Феллини первый, я сидел рядом с Феллини. Который был моим кумиром, я его просто боготворил. И я имел честь, я переводил ему. Там долгие речи были, как всегда, я ему переводил, мы с ним разговаривали минут сорок. Приз мне вручал Роберт де Ниро, и потом мы с ним сидели в пресс-баре. В Москве же в советское время по ночам не очень погуляешь, был ночной пресс-бар специально для гостей фестиваля. И он меня увидел, пригласил за стол, мы с ним сидели часа полтора, болтали. И он мне дал телефон, говорит: «Приедешь в Нью-Йорк, позвони мне». И я приехал, кстати, где-то спустя год, месяцев восемь. Но постеснялся, звонить не стал.
Так что вот это для меня был, с этой точки зрения, самый запоминающийся фестиваль. Я напомню, я участвовал в Каннском фестивале два раза, но такое количество звезд не видел. Нельзя сказать, что каждый год они приезжают. Но тогда там просто была концентрация таких интересных фигур. Уже следующий московский фестиваль не был таким. Уже совсем таким не был А сейчас, как известно, в Москву мало кто приезжает, совсем никто не приезжает в последние годы. Да и на международные фестивали, сколько я был, ну может приедет одна звезда...
- Я добавлю еще ложку меда во всю эту историю. Я тогда служил в армии. И вот 87-ой год, фильм уже вышел на экраны. Это было в Балаково Саратовской области. И уже это было абсолютно не только кино-, но и человеческое открытие. «Курьер» – это было событие. Тогда каких-то живых историй было очень мало, и вдруг выходит этот фильм, это, конечно, было событие. Плюс замечательная актерская работа всех ребят. И старшего поколения, естественно, и молодых двух актеров.
Карен Шахназаров: Сейчас другие реалии. «Курьер» в этом году был отобран в официальную программу Венецианского фестиваля «кино классик» – это такая престижная программа, где показываются классические фильмы, как говорится, реставрация. И был отобран, должен был выйти. Но потом недели три назад Барбера, директор фестиваля, письмо прислал, что, мол, извини, но не можем показывать. Отказали с показом. Так что, видите, какой поворот за эти годы произошел.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино