В 17 регионах России началось строительство новых объектов водоснабжения. Работы ведутся в рамках национального проекта «Чистая вода». В чем его задача и как он реализуется на практике? Об этом телеканал «МИР 24» спросил руководителя направления информационно-аналитической работы «Росводоканала» Димитрия Будницкого.
– Для начала поясним, что из себя представляет современная система питьевого водоснабжения в техническом смысле, как она устроена и как работает?
Димитрий Будницкий: Система водоснабжения состоит из нескольких этапов. Первый этап – это водозаборные сооружения, то есть вода забирается из водного объекта. Это может быть речка, озеро, то есть поверхностный водный объект. Или подземный водный объект, то есть вода качается из-под земли. Дальнейшая стадия – это стадия водоподготовки, когда забранная вода доочищается, подготавливается уже для подачи потребителям. И третья стадия – это подача воды через водопроводные сети населению и прочим потребителям данного города. Вот такие три основные стадии процесса водоснабжения.
– Сам по себе федеральный проект «Чистая вода», насколько я знаю, начался в 2019 году. Почему возникла необходимость в создании этого проекта?
Димитрий Будницкий: Вообще проект «Чистая вода» существует значительно дольше, он начался еще в 2010 году, когда была государственная и партийная программа «Единой России» «Чистая вода». То есть фактически с тех пор эти мероприятия реализуются и выделяются бюджетные средства.
Потребность в реализации данной программы заключается в том, что только средства водоканалов – недостаточный источник финансирования. На них невозможно модернизировать, построить сети, насосные станции и водоочистные сооружения. Без помощи государства, бюджета нам не обойтись в реализации этих мероприятий. Поэтому, собственно, и реализуются программы «Чистая вода» и другие программы в сфере водоснабжения и водоотведения.
– То есть я правильно понимаю, что конкретно задачи «Чистой воды» заключаются именно в том, чтобы обеспечить всем доступ к этим водоснабжающим сетям, чтобы они на 100% покрывали территорию России?
Димитрий Будницкий: Не просто водоснабжающими сетями, а еще и чистой питьевой водой. Потому что вода подается, но она не всегда питьевого качества, соответствующая санитарным нормам. Но, как заявлено в паспорте программы «Чистая вода», одной из целей является увеличение доли населения, обеспеченной качественной чистой питьевой водой с 87,5% до 90,8%. То есть увеличение доли населения, которое снабжено именно качественной чистой питьевой водой.
– А какие сроки обозначены на выполнение задач?
Димитрий Будницкий: Сроки в зависимости от разных этапов программы. Срок ее окончания – конец 2024 года.
– Тогда вернусь чуть назад. Вы говорите, что без государственного финансирования эти проблемы решить очень сложно. А какие средства запланированы на финансирование этой программы?
Димитрий Будницкий: По разным регионам средства запланированы разные. В целом по всей программе запланировано порядка 147 млрд рублей. В каждый регион определяются суммы, исходя из финансовой потребности.
– Поскольку программа официально начала действовать в 2019 году, хотя разрабатывалась она с 2010 года, первые два года, насколько я знаю, по своей сути были подготовительными. Потому что только сейчас начинаются новые строительные работы по объектам водоснабжения. Вот этот этап, вот эти два гола подготовки, для чего они были нужны?
Димитрий Будницкий: Для того, чтобы подготовить проектную документацию. Потому что в программу «Чистая вода» и в любую другую государственную программу включаются только те проекты и мероприятия, по которым есть готовая проектная документация. Поэтому, как правило, год-два всегда дается на подготовку необходимой проектной документации.
– А что уже удалось сделать, может быть, уже какие-то результаты есть?
Димитрий Будницкий: Мы готовы говорить о нашей компании «Росводоканал» в тех городах, где мы работаем. У нас по четырем городам есть реализованные мероприятия. Например, в Оренбурге были построены крупные коммунальные объекты общей протяженностью больше 20 км. Износ был достаточно большой, составлял до 100%. Теперь эти проблемы решены. В Тюмени, например, и за счет государственной программы и за счет собственных средств «Росводоканала» построены водопроводные сети, проведена реконструкция очистных сооружений и ведется работа по модернизации еще одних водоочистных сооружений. В Барнауле у нас реализуется мероприятие по реконструкции артезианского, то есть подземного водозабора. Который обеспечивает питьевой водой больше четырех тысяч человек. В 2023, то есть в следующем году, планируется начать строительство новой насосной станции. В Краснодаре мы еще планируем только вступать в эту программу, сейчас формируется заявка. Но там планируется проект водозабора «Новозападный», который будет подавать качественную питьевую воду 100 тысячам жителей. В состав этого современного блока войдут водоводы, станции обезвреживания, электролиза. Стоимость рассчитана на 700 с лишним млн рублей.
Поэтому у нас планы большие. Три города мы уже реализуем, четвертый на подходе. По остальным городам нашего присутствия мы тоже планируем в эту программу включиться.
– То есть, получается, что если программа рассчитана до 2024 года, то на оставшиеся два года достаточно серьезный объем работ еще запланирован?
Димитрий Будницкий: Да, на оставшиеся два года объем работ достаточно серьезный. Ну у нас по нашим городам планируется завершить оставшиеся работы еще раньше срока, до конца 2023 года. По тем городам, где мы уже работаем в рамках программы.
– Из опыта, какие главные сложности в реализации этого проекта? Это кадры или технические моменты?
Димитрий Будницкий: Вы знаете, сложностей достаточно много. Начнем с того, что почему возникла необходимость в разработке этой программы? Потому что у водоканала недостаток финансирования. У нас, как вы знаете, тарифы на услуги водоснабжения ограничены предельными индексами. У нас стоимость одного кубического метра не покрывает все те расходы, которые водоканал несет. Поэтому первый момент, первая сложность – недостаток финансирования, решить который как раз и предусматривается путем реализации этой программы.
Второй момент, как вы правильно сказали, – кадры. Есть проблема нехватки квалифицированных кадров, особенно в маленьких городах. Понятно, что в силу небольшой зарплаты и отсутствия социально-бытовых условий у нас высококвалифицированные специалисты зачастую работают только в крупных городах.
И третий момент – это проектно-технические решения, потому что в каждом городе, в каждом населенном пункте часто бывает, что ситуация индивидуальная. Где-то нужно воду из-под земли добывать, где -то из поверхностного водного объекта. Причем в каждом водном объекте своя специфика, свои загрязняющие вещества. И нужно воду подготавливать определенным образом. Зачастую весьма специфически. Поэтому третий момент – это, скажем так, технические, инженерные сложности, связанные с особенностями конкретного населенного пункта и водного объекта.
–При этом в СМИ еще в апреле появилось сообщение о том, что возможно продление проекта «Чистая вода» до 2030 года, то есть еще на шесть лет. Как думаете, нужно это делать?
Димитрий Будницкий: Я считаю, что абсолютно точно нужно. «Росводоканал» поддерживает такое предложение, потому что очень много городов, где еще работы не начались, которые еще не вступили в эту программу. Поэтому, конечно, необходимо продление этой программы и до 2030 года. И возможно, если потребуется, еще на более длительный период.
Читайте также:
- Способ очистки воды с помощью «умной ржавчины» разработали химики
- Эксперт: Более 90% россиян получат качественную воду к концу 2024 года
- Четверть населения планеты может остаться без чистой воды
- Вода в Москве-реке за последние восемь лет стала чище
- Создана идеально чистая вода: она открыла загадочное свойство воздуха
Подробнее в сюжете: Гости эфира