В Петербурге восстанавливают известную картину Константина Маковского про Масленицу

21:52 22/11/2022

В Русском музее началась реставрация картины художника Константина Маковского. Полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» написано полтора века назад. С масштабом работ ознакомилась корреспондент телеканала «МИР 24» Ирина Мокрецова.

После этой работы критики назвали художника Маковского талантливым режиссером многофигурных композиций. На полотне сотни горожан. Рассмотреть каждого можно будет уже после реставрации.

Дыру заделали в начале прошлого века. Но некачественно. Поэтому сначала современные реставраторы исправят ошибки.

«Просто сзади наклеили большой кусок холста, затем, чтобы заделать прорыв. Наклеили на животный клей, и со временем этот животный клей, поскольку он имеет довольно сильное поверхностное натяжение, начал деструктурироваться и деформировать поверхность окрасочного слоя», – объяснил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.

Следующим шагом станет работа над кракелюром. Так называют трещины красочного слоя и грунта. Они, как морщины, появляются, когда картина стареет. И избавиться от них невозможно.

«Мы их можем стабилизировать, зафиксировать, выровнять, выгладить, мы можем сделать так, чтобы они были незаметны после реставрации какое-то время. То есть трещины останутся, мы их будем видеть, но они не будут активно менять и ломать поверхность картины», – сказала ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Ольга Кленова.

Восстановят и оригинальную раму. Ее сняли 12 лет назад, после того как по дереву пошли трещины. Отреставрировать сразу не было финансовой возможности.

«Помимо загрязнений здесь явно были когда-то потертости, может, из-за того, что хорошо вытирали пыль. В советское время у нас сотрудники были дисциплинированные, хотели сделать как лучше, стирая тем самым не только защитный слой, но и позолоту. Поэтому пришлось ее подкрашивать, а бронза потом со временем начала окисляться, и вид уже не совсем экспозиционный», – отметила заведующая отделом реставрации золоченой резьбы отдела музейных ценностей Государственного Русского музея Ирина Веснина.

Завершить реставрацию мастера планируют к празднику, который изобразил на холсте Маковский. Но оговариваются: торопиться не будут.