Наш телеканал продолжает рубрику «Сделано в СССР». Она посвящена столетнему юбилею Советского Союза. Это цикл сюжетов о главных символах того времени. Одним из них стал орбитальный комплекс «Мир». О первой в истории многомодульной орбитальной станции – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Юрий Усачев на станции «Мир» как дома. Из четырех космических полетов он два раза бывал на борту советского орбитального комплекса. На территории корпорации «Энергия» есть точная копия того, что был в космосе.
«Ремонтный пост, чтобы можно было что-то поправить, а такие задачи тоже были, когда очень серьезно надо было молотком ударить, там с печками проблемы были. Космонавт фиксировался, фиксировал инструмент, и можно было сверлить, паять», – рассказал герой России, летчик-космонавт Юрий Усачев.
Еще станции «Салют» не отлетали свое, а советское руководство задумало более масштабный проект настоящего космического дома, где могли бы работать минимум три экипажа и ставить десятки экспериментов за полет. Так родился проект станции из нескольких сегментов.
«Авторитет и вера в российскую технику были незыблемыми. Средств ни у кого других не было: у китайцев еще не было, у американцев уже не было. Они после Луны пытались сделать станцию, и безуспешно», – рассказал эксперт аналитического подразделения РКК «Энергия» Юрий Григорьев.
Идея была ученых из королевского РКК Энергия, ее воплотили в металле специалисты центра имени Хруничева. За основу базового блока взяли немного переделанный модуль от транспортного космического корабля, который обладал массой возможностей.
«Возможности маневров на орбите, активное перемещение во время стыковки, большой запас топлива, автономная система управления, которая долго может работать без поддержки Земли», – отметил директор международных программ ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Сергей Шаевич.
Первая экспедиция пристыковалась к станции «Мир» 15 марта 86-го. Но уже в начале мая космический корабль увез экипаж на доживающий свой век «Салют-7». Оттуда космонавты привезли на «Мир» почти полтонны научного оборудования. К концу существования станции там было уже 12 тонн приборов. Эксперименты велись постоянно.
«У нас были печки, где мы кристаллы варили. Тогда это было перспективное направление, в одном из модулей стояли печки, а там такие суппорты, которые подавали в печку затравку. И все там плавили, начиная от оксида галлия, серебро», – рассказал герой России, летчик-космонавт Юрий Усачев.
Полет станции «Мир» был рассчитан на пять лет, но всякий раз ресурс орбитального комплекса продлевали. И в какой-то момент начались отказы, а в 97-м случился пожар.
«Вечер был, пол-одиннадцатого. Нужно было запустить кислородную шашку, добавить кислорода на станцию, и я полетел – это моя работа», – рассказала летчик-космонавт, Герой России Александр Лазуткин.
Это был первый космический полет Александра Лазуткина и одно из самых опасных происшествий на орбите. Как выяснилось позже, из-за заводского дефекта кислородной шашки.
Пожар потушили, но больше суток экипажу пришлось бороться с задымлением. После этого буквально трещать по швам стала система кондиционирования станции, из-за чего температура там поднималась до плюс 50. В тот же год произошло столкновение «Мира» с кораблем «Прогресс» – вышла из строя система сближения. Корабль пробил один из модулей, из-за чего началась разгерметизация.
После этого станция «Мир» пролетала еще четыре года, побив собственный рекорд живучести. Вместо пяти отведенных лет «Мир» пробыл на орбите все 15. И именно там сложились традиции международного сотрудничества в космосе.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: 100 лет СССР